Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

11 августа 2022 г. 15:19

2K

5 Сальников. Эпизод IV: Новая надежда

Что-то в этом есть такое правдоподобное и неправдоподобное одновременно, скучное, но и затягивающее.

После "Опосредованно", признаться, сильно сомневалась, стоит ли браться за новую книгу Сальникова.
Казалось, что всё лучшее автор уже показал и теперь только нарезает круги по освоенной им лично, но уже утоптанной до состояния сухой пыли целине - мастерски подмечает характерные детали чернушного российского быта и излагает их своей неподражаемой красочной прозой, не забывая сдабривать сюжет капелькой фантдопа и трезвым взглядом на происходящее.
Фокус этот был превосходен в первый раз, однако как-то приелся и порос негативом к третьему.
"Оккульттрегер" пугал еще и тем, что уже по содержанию аннотации ближе всех подходил к столь понравившимся мне в свое время "Петровым в гриппе". Снова мифические существа среди людей, опять бытовуха маленького уральского городка.

Но в итоге Сальников удивил.
Показывая ровно тот же фокус, что и раньше, он наконец сменил общее настроение с минуса на плюс, и совершенно неожиданно преподнесенная им волшебная искорка позитива в беспросветном мраке повседневности потрясла меня настолько, что я без сомнений выкатила роману высшую оценку - просто за возможность по-новому взглянуть на происходящее.

По сюжету тут, надо сказать, чистая оперетта, как и думает сама о себе главная героиня Прасковья.
Ей больше двухсот лет, она живет на мизерную зарплату в арендованной квартирке вдвоем с отыгрывающим роль ребенка гомункулом, работает диспетчером в таксопарке и налаживает коммуникацию между демонами, ангелами и людьми. Детали всеобщих правил игры, как и место Прасковьи в ней, начинают проясняться только к середине книги, однако это не портит удовольствие от чтения, поскольку Сальников писать, повторюсь, очень даже умеет, а вокруг творится, напомню, форменная оперетта - пусть и с квасным русским духом и бодрым матерком.
Вот Прасковья вдвоем с подружкой-демоном устраивают полночную охоту на городскую легенду - малиновую "девятку", которая во тьме громыхает по чужим дворам привязчивой музыкой, после чего там непременно кто-нибудь умирает.
Вот ангел выкручивает подружкам руки в обмен на услугу, требуя спасти возлюбленную из лап нехорошего человека.
Вот черт ступает на тропу войны с жилищными мошенниками.
А вот подъезжает и анонсированная в аннотации опасность для гомункула, которая на деле оказывается куда менее драматичной, чем не анонсированная опасность для его владелицы.

В этой по-сальниковски липкой, густой, но гораздо более бодрой, чем обычно у него, круговерти постепенно проступает и главный финт автора - превосходная интеграция ключевой идеи сюжета в нашу реальную жизнь.
В описанном в книге мире главным назначением оккульттрегера является "переосмысление" внезапно нарождающейся в его городе "мути" - негативного воплощения не исполненных обещаний и прочей гадости, обретшего более-менее физическую форму и начавшего отравлять жизнь обычным людям. Переосмысляя муть, оккульттрегер при помощи гомункула подбрасывает новую идею избранному человеку, и тот за счет неё может накреативить что-нибудь потрясающее, так что разом прославит не только себя лично, но и свой родной город. В результате внутри этого человека зародится "уголёк", особая энергия, которую тот же оккульттрегер потом может извлечь простым касанием и направить на пользу городу - чтобы он не остыл, демоны не мерзли, а люди стали хоть чуточку счастливее.

Породив этот сложносочиненный концепт, Сальников весьма остроумно оставил в нём пространство для интерпретации в том же ключе собственного творчества.
Судите сами.
Творящаяся вокруг чернуха - это "муть".
Её "переосмысление" - успокоительная идея того, что в мире всё же есть существа, которые стараются хоть что-то тут, пусть и со скрипом, но вытащить.
Переосмыслению в романе подвергаются также буквально все странные и неприятные явления, что преследуют нас по жизни. Сосед-алкоголик? Да это же серафим! Им просто сахара в организме не хватает в нашем мире, вот они и вынуждены баловаться кто чем, чтобы выжить. Приличная женщина сошлась с алкашом и быстро скурвилась? Демон влюбилась в ангела, только так у них что и выходит. Популярный блогер сделал миллионы на полной ерунде? Точно демон - у них от природы натура такая, чтобы людей на зависть выводить. Много грустных матерей-одиночек развелось в округе? Остается только порадоваться, ведь большая часть из них наверняка замаскированные оккульттрегеры! А как вам нравится зависть демонов к человеческой суперсиле - способности прожить на положенный размер пенсии?
Продолжать по мелочам можно долго, но мне не хочется лишать вас возможности самим отыскать остальные удивительно логичные интерпретации.
Сам же Сальников в таком контексте выступает тем самым человеком с "угольком", способным обогреть, пожалуй, не один город родного Урала.

И именно за эту забавную и неожиданно теплую находку действительного переосмысления окружающей ерунды я снова влюбилась в его текст.
Как и за приятную глубину отношений участвовавших в повествовании инфернальных и не очень сущностей, которые порой путаются в собственной памяти, вообще немало пережили, но всегда остаются мудрыми и порядочными друзьями.
Особенно Прасковья.
В особенности вдвоем с гомункулом.
Тем паче что каждый год в ночь 31 декабря ей приходится обменивать собственные накопленные хорошие воспоминания на наши мелкие, пошлые и неприятные.

Спасибо автору за эту неожиданную надежду!
Для него это абсолютно новый шаг. И как же здорово, что он его сделал.



Ни один черт не сделает с человеком того, что человек сам с собой может сотворить.

Приятного вам шелеста страниц!

Комментарии


мастерски подмечает характерные детали чернушного российского быта

Не уверен, что он их подмечает. В одной рецензии на богомерзких "Петровых" я прочёл примерно такую мысль, что автор описывает какую-то совковую хтонь, которую непросто обнаружить на улицах современных городов (или - от себя добавляю - которая точно не является бытом, привычным фоном жизни). И я с этим согласен. Ну вот для примера одна из первых сцен: Петров в общественном транспорте видит старика, который говорит пошлости малолетней девочке. Если я попытаюсь припомнить в своём городе такую "чернушную деталь быта", то не вспомню её. Я и в целом из какой-то реальной чернухи могу вспомнить лишь несколько незначительных случаев. И я тогда ещё отметил для себя, что современные российские писатели застряли между двух столбов: либо Россия - сад Эдемский, либо Россия - мир "Зелёного слоника", - и вот Сальников адепт второго варианта.


Я бы даже сказала, что подавляющее большинство авторов застряло в районе второго столба :)
Но про чернуху не согласна - в провинциальных городах все так примерно и живут. Два дня назад наблюдала похожую картинку в очереди на ресепшене частной клиники. Только что без нецензурщины, но по смыслу очень похоже было.