Больше рецензий

A-Lelya

Эксперт

по чаю и выпечке

10 августа 2022 г. 20:32

809

4 Открывая заново

"- А зачем война? Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?".

Перечитывала "Поединок" Александра Куприна, вообще не помня, что я его читала в школе! Хотя читала. Но тогда всё воспринималось мной, да и моими одноклассниками совершенно иначе. Сейчас мне стали понятны смыслы Куприна, глубина его произведения, психологизм, драматизм его повести.
Мне даже удалось подметить юмор автора, например, он пишет: "Лех начал рассказывать один из своих бесчисленных рассказов, которыми он был нафарширован, как колбаса ливером...".

Главный герой повести - Георгий Ромашов (его еще часто называют Юрием, хотя это разные имена. Но так как святого Юрия нет, то зачастую Юрия крестят под именем Георгий). На мой взгляд, он является "героем своего времени" (отчасти он напоминает мне лермонтовского Печорина) - он романтичный, мыслящий широко и глубоко, тонко чувствующий и мир, и людей, и всё, что происходит вокруг. И это в свой-то двадцать один год! Сейчас у нас в двадцать один год отнюдь не такие молодые люди, как Ромашов. И на протяжении всей повести Ромашов был мне крайне симпатичен как человек. Меня несколько удивило, что он "попал в лапы" Раисе Петерсон, но тут я по-другому не могу сказать, как именно "он попал в ее хищные лапы". У Раиски-то еще 75 офицеров до него, да и после наверняка будет. А Ромашов милый, хороший, чистенький, молодой, честный - вот она его и сцапала себе. А еще удивило, что он поехал в публичный дом, хотя потом я поняла, что он поехал туда за компанию с офицерами, чтобы не опозориться, что он там никогда не бывал.

В любви Ромашову не очень повезло: влюбился он в эгоистичную даму Шурочку Николаеву, которая не любит никого, даже себя (Шурочка шуры-муры крутит с ним). Как она говорила Ромашову, что если не станет ее мужа, она убежит куда глаза глядят, изуродует себя и так далее. Но Ромашов - человек с сердцем Данко, настоящий благородный рыцарь, для которого Любовь - это всё, это одна женщина на всю жизнь, и именно ей он будет всегда благодарен, всегда будет ее помнить, даже если она в чем-то не права. А эта Шурочка вертит им, как хочет и говорит такие обидные для мужчины слова (неважно, молодой он или нет, это для любого мужчины будет обидно и заденет его честь): "... Но зачем вы такой жалкий! Ведь жалость - сестра презрения. Подумайте, я не могу уважать вас. О, если бы вы были сильный!". При этом до объяснения Ромашова с Николаевым Шурочка с мужем говорят, что всегда ему рады, рады его обществу и тому, что он приходит к ним в гости. Какое лицемерие! Шурочка не хочет обидеть мужа, скрывает от него свой роман. Кстати, Шурочка называет его еще Ромочка (от фамилии Ромашов? ).
Прав был Ромашов, когда говорил, что "... любить могут только избранные, только утонченные натуры". Любить в широком понимании, конечно. Так-то на словах даже Шурочка его любит (ну да, ну да). Также она говорила и Василию Назанскому.

Есть моменты в этой повести, которые меня совершенно не трогали, а даже вгоняли в скуку: это описания военных построений, обучения и всякой военной муштры.

Тут вообще интересный вопрос: как Ромашов попал в армию и почему? Ну в то время понятно: всех брали, а еще, чтобы юноша стал мужчиной. Но я считаю, что не все юноши подходят для того, чтобы идти в армию, далеко не все. Очень много в стране таких же романтичных, утонченных, вовсе не приспособленных к армии и ее порядкам юношей, которым только исполнилось 18 лет. Был бы у нас еще какой-то психологический отбор в армию что ли, а получается, что отсеивают либо больных, либо нетрадиционной ориентации.
Мне очень понравились моменты, когда Ромашов начал помогать солдатам, офицерам: помог Хлебникову, которого жестоко избили, выслушал Брэма, который разглагольствовал о животных, а перед поединком он навестил Назанского Василия Нилыча. И, мне кажется, что если бы Ромашов не был так ослеплен словами Шурочки (которая взяла, да и пришла к нему после его вдохновляющей встречи с Назанским), послушал бы Назанского, не стал бы ввязываться в поединок, то остался бы жить. Да, может, он был бы оскорблен сначала, унижен, раздавлен тем, что пришлось покинуть полк, но все же остался бы жить, ведь жизнь - это драгоценный дар, как и говорит ему об этом Назанский. У Назанского практически та же история, как и у Ромашова, только разница в том, что Назанский спился, а потом и вовсе сошел с ума, когда Ромашов его накрыл одеялом: его начало лихорадить и он что-то невнятно прокричал Ромашову, а тому сделалось жутко в его присутствии.
Меня изначально в повести не отпускало чувство какой-то тревоги и неизбежного драматизма. Вот и символизм Куприна тут вовсю прослеживается: сначала, когда офицер Веткин выстрелил из револьвера в бюст Пушкина (обратите внимание), затем, когда в собрании поют панихиду Иоанна Дамаскина, ну и в самом поединке (а точнее, в финальном рапорте), где говорится о том как погиб Ромашов на дуэли (как Пушкин). То есть тут связь с поэтом и его гибелью очень четко прослеживается у Куприна. Было очень интересно подмечать все эти детали.

Яркая, будоражащая, и, в тоже время, просветляющая душу (историей любви) повесть!

Книга прочитана в рамках Новогоднего флешмоба-2022, а за совет (именной) тепло благодарю Anastasia246 .
А также прочитано в рамках подборки "Мои литературные путешествия" - Россия.

Комментарии


Рада, что понравилось. Я вот на детали как-то внимание не обращала, надо будет при следующем перечитывании приглядеться внимательнее)