Больше рецензий
9 августа 2022 г. 12:31
3K
5 Всегда должен помнить, что у тебя есть дом.
Рецензия"Глиняный мост", в первую очередь, обращает читательское внимание построением, языком, а, уже во-вторую, сюжетной линией. В прямом смысле это не линия - никакой линейности нет и в помине! Кусочки, фрагменты, как лоскуты полотна: один из прошлого Пенелопы и Майкла, другой - из прошлого мальчишек Данбаров, третий - из настоящего мальчишечьей стаи, четвёртый - лоскуток-размышление... Какой получится общая картина, зависит не только от автора, но и от читателя - каждый может сопоставить, сложить фрагменты по-своему.
Собрать цельное полотно было непросто. Сбивала предупреждающая о многих испытаниях растянутость. Роман Зусака - не то фрагментарное повествование, которое помогает проскочить скучные будни и малоинтересные случаи. Составляющие его кусочки скорее напоминают старые разбросанные фотографии. Автор поочерёдно берёт в руки то одну, то другую и описывает запечатлённое на фотобумаге. Время от времени он повторяется, возвращается к уже просмотренным снимкам, выискивает в них что-то новое, дополняя старый рассказ. По словам рассказчика это звучит так: "Я пишу одно и то же, или почти одно и то же, несколько раз подряд". Картина постепенно проясняется, давая возможность вглядеться в лица пацанов Данбаров: Мэтью, Рори, Генри, Клэйтона, Томаса... Изучить характеры мелкой шпаны, которая ощутила на собственной шкуре, что такое давить и ломать.
Замахиваться на скорый штурм-прочтение этой книги не стоит. Не из-за объёма - он особенно не чувствуется, а из-за самой авторской задумки. Не случайно Зусак писал историю Данбаров десять лет - она требует неспешности, прочувствования, размышлений... При этом размышлений не о великих идеях, а о простых - бытовых, семейных - из которых складывается наш долг перед близкими, любимыми. Ненавижу, когда говорят "Я никому ничего не должен". Пацаны Данбар так не считают. А потому Мэтью и пишет эту историю. Он называет её историей Клэя. Клэя, готового умереть, только бы вернуть Пенелопу и Кэри. "По самой меньшей мере он должен был им это".
Но это также история Пенелопы и Майкла, история любви и вины, история медленного умирания и история умирания на удвоенной скорости, история Кэри и конных скачек, история глиняного моста...
Когда-то во Франции, которая тогда еще и Францией не была – дело происходило в древнем мире, – текла река, которую никак не могли обуздать. Эта река в наши дни зовется Гардон.
Веками люди на ее берегах не могли достроить мост, а если достраивали, река его разрушала.
Однажды в город на берегу пришел дьявол и предложил его обитателям сделку. Он сказал:
– Я могу без труда построить вам мост! Я его построю за одну ночь!
А горожане, они почти плакали.
– Но!
Дьявол был страшно доволен.
– Первый, кто наутро пройдет по мосту, достанется мне в полную власть.
Горожане собрались на совет. Долго спорили и наконец порешили.
Они приняли предложение дьявола и всю ночь оторопело смотрели, как он вырезал камни из горных вершин и отовсюду, куда дотягивался. Он жонглировал каменными блоками, швырял их, ставя арки по две-три разом. Он выстроил мост и водовод и утром сел ждать платы.
Он выполнил свою часть сделки; честно выполнил обязательства.
Но люди на сей раз его перехитрили – они выпустили на мост зайца, и тот первым перешел через реку. Дьявол пришел в ярость: он схватил зайца и расшиб о камни моста.
Он с такой дикой силой швырнул его, что отпечаток зайца до сих пор виден над одним из сводов.
Замедляли прослушивание тревожные предчувствия. В душевном исполнении Шаронова Александра, в голосе которого слышалась боль и сопереживание, они были очень явственны. Двигаться приходилось медленно, борясь с протестом. Чтец справился на отлично, но эту книгу лучше читать. Только читать сложнее, чем слушать - приходится пропускать чужую боль сквозь себя. Когда слушаешь исполнителя, то понимаешь, что он тоже пропускает через себя истории Данбаров, смягчая воздействие книги на слушателя...
Книга прослушана в игре Собери их всех!, группах КЛРС и Мир аудиокниг.
Комментарии
Радует твоя оценка, вернусь как прочитаю)
Ну собственно вернулась) Ещё раз скажу, рада, что совпали, такие книги для меня становятся знаковыми, по которым можно проверять совместимость с человеком не только как с читателем. И мне очень понравилось, как ты про лоскутное полотно написала, очень подходящий образ.
Видишь, Настён, о самом сюжете и героях я практически не писала, коснулась только личных ощущений, так как понимала, что сказать не получится.
Потому что придётся писать пересказ книги с собственными мыслями по поводу того или иного поступка героев, а это уже не рецензия, а не пойми что огромного объёма было бы)
Да. И мыслей так много, что обязательно что-то упустишь.
вот да