Больше рецензий

8 августа 2022 г. 18:14

491

4.5 когда от любви к красоте и путешествиям до преступления — один шаг

Замечательный роман, который читал с большим увлечением и думал о том, как же прекрасно получать такие "подарки судьбы" в виде путешествия или удачного знакомства, но одновременно как ужасно стать рабом своих желаний. Я давно когда-то смотрел знаменитую экранизацию этого романа, так что помнил лишь в общих чертах сюжет.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Том Рипли, этот блондинистый красавчик 24-х лет, любит фантазировать, прекрасно подделывает подписи на документах, зарабатывает там и сям, попадает в разные весёлые компании Нью-Йорка, но грезит о чём-то бóльшем. И вот сама удача сводит его с богатым мистером Гербертом Гринлифом, владельцем судостроительной компании. Его сын Ричард (среди близких друзей Дикки) укатил в Италию и не думает возвращаться, мать больна лейкемией, и вот старик-отец находит Тома, которого кто-то запомнил на последней вечеринке Ричарда, которую тот закатил на Лонг-Айленде перед отъездом в Европу.



«Так всегда бывает — что-нибудь обязательно подвернëтся. Это было основой философии Тома»

Мистер Гринлиф заключает небольшую сделку: оплачивает парню поездку в Италию, чтобы тот поспособствовал возвращению сына домой в США. Знал бы он, какими невероятным триллером с двумя убийствами и хитроумным планом выкрутиться из всего этого обернётся поездка Тома Рипли в южную Европу.

Том становится третьей стороной треугольника в отношениях Дикки, бездарного художника, который живёт на берегу моря в итальянской деревушке за счёт папашиных отчислений, и начинающей писательницы Мардж, влюблённой в Дикки. Постепенно этот умелый актёр и манипулятор всё больше завоёвывает внимание Ричарда Гринлифа, но мы понимаем — всё это потому, что ему нравится такой образ жизни, золотые запонки и дорогие рубашки из великолепного сукна, перстни, шарфы... Он невольно начинает копировать своего друга, вживаться в роль богатого сыночка, которому всё позволено, что приводит к конфликту с Мардж, которая изначально почувствовала неладное, а потом и заподозрила в Томе соперника в её призрачных планах на Дикки.

В книге интересно обыграны намёки на гомосексуальность, которой оба героя избегают и ясно выражают её неприятие (даже можно заметить моментами вполне гомофобные проявления). Психологически тонко передаются герои, их эгоистические характеры. Том вначале искал себя в Нью-Йорке, на этой большой сцене, где в итоге не нашлось подходящей роли. И он нашёл другую, которую великолепно сыграл.

Глазами Тома Рипли мы следим за сюжетом и рассматриваем жизнь, к которой он так стремился, — дорогие отели, поездки по Европе, изысканные яства, галереи со знаменитыми полотнами, дорогие книги в коже. Но это может скоро закончиться, и Том решается на преступление, тем более что его друг явно заподозрил неладное...

Одновременно это история о Томе, который в детстве потерял родителей (они утонули, поэтому у него некоторая боязнь воды). Мальчика воспитала “тётушка Дотти“, называвшаяся его "неженкой" и очень запомнившаяся Тому одним издевательством. Юношей он вырвался в Нью-Йорк и придумал себе блестящую жизнь, научился умело пользоваться перепадавшими удачными знакомствами (в том числе и среди гей-компаний), чтобы на себе опробовать успешную и богатую жизнь. Это на самом деле трагичная история про талантливого человека, который так и не смог реализоваться, но хитроумно провёл с десяток людей (в том числе и полицию)...

История драматичная, написанная так легко и почти как подробный сценарий, она про преступление и наказание, про маниакальные мысли, про американских туристов в Европе, про тягу к высокой культуре, про умение тонко чувствовать людей и предвосхищать их мысли и поступки. Про одиночество и страх быть разоблачëнным.
Несомненно, Хайсмит написала отличный психологический триллер, где главная жертва — сам преступник.



«И тут ему открылась страшная истина, истина, справедливая для всех времён, для всех людей, кого он знал в прошлом и узнает в будущем: каждый, кто стоял или будет стоять перед ним, — книга за семью печатями, и он будет вновь и вновь убеждаться: познать другого нельзя. Но ещё хуже другое. Всю жизнь ему какое-то время будет казаться — только казаться, — будто он знает, что чужая душа созвучна его душе и в их отношениях царит полная гармония»