Alu_White

Эксперт

Мастер эскапизма

6 августа 2022 г. 14:16

267

4.5 Что же это за мир такой, где мы наказываем только за банальности вроде коротких юбок, но, когда кто-то нарушает одну из десяти заповедей, мы молчим

Ciao a tutti!
Сегодня хочу поделиться с вами впечатлениями об автобиографической книге Деборы Федьдман "Неортодоксальная. Скандальное отричение от моих хасидских корней".

Я испытываю какую-то нездоровую любовь к такому типу историй, когда девушки и женщины рассказывают о жизни в ультраортодоксальных реглигиозных общинах. Меня очень интересует тема религий, веры, общин и в том числе сектантсва, хотя последнее относится к очень глубоким методам психологического воздействия и затягивания в свои сети.
Меня очень впечатлила книга Итаф Рам - Женщина — не мужчина , которую прочитала в начале года. Там довольно запутанная со свсех сторон история палестинских беженцев, которые продолжают жить своей небольшой закрытой общиной. Девочки отдельно, мальчики отдельно, никаких мини юбок и книг, американцы - чистый разврат, место женщины - дома. Но на мужчин также ложится непростое бремя поднятия семьи в чужой стране, без образования, что значит вся работа это физический тяжелый труд. То, что мужчина на самом деле тоже не имеет права выбора, упоминается и в книге Фатима Фархин Мирза - Место для нас , но она повествует о более интегрированной в соврменное общество семье и более тонких нюансах в серой зоне (властный отец, бунт сына раздолбая, который хочет курить травку и гулять с деовчками - такая история встречается и не в религиозных семьях).

История Деборы Фельман про девочку Эсти основана на собственной истории автора. Она раскрывает жизнь иудеев хасидского течения в Нью-Йорке (и за такие детали и негативный взгляд евреи общины конечно не сказали Деборе спасибо). Она описывает традиции от школы до замужества и дальше, о том, что в общине все всё знают, что приводит к невероятному круговороту сплетен, и виновата всегда будет женщина среди этих благочестивых и праведных людей.
Или это "взаимопомощь, ведь если кто-то оступился, ему надо помочь"?

Конечно, у девочек свои развлечения, чаяния и желания, кто-то остается бунтарем до конца, кто-то сдается под течением жизни. Эсти не сдалась. Под конец книги она сбегает от мужа и общины.

Честно гвооря, начитавшись уже такого рода литературы, понимаешь, что жизнь Эсти не была полна таких ограничений, как у женщин из мусульманских общин.
Интересный факт, что община в Нью-Йорке из-за количества старых хардкорных хасидов и видимо размера является более строгой. В какой-то момент Дебора с мужем уезжают в пригород, где тоже жили евреи, только намного более свободные. Дебора имеет хорошее школьное образование, она уговорила мужа, что ей нужно поступить в колледж на направление бизнеса чтобы зарабатывать больше денег, а сама пошла на курсы по литературе. Она получила права и водила машину. Конечно, большое значение в любой женщины играют дети, именно они становятся важной мотивацией к изменению, к побегу, чтобы дать детям лучшую жизнь.

У общины, безусловно, есть свои плюсы - много людей и все готовы друг другу помочь. Но это несет так же много последствий из-за круговорота слухов и сплетен. Так, например, у Эсти с ее мужем были определенные проблемы в интимной жизни, о которых узнали все, из-за чего проблемы стали только хуже.

Также меня поразила история про то, что женщина греховна во время месячных и после надо ходить совершать омовения в специальном месте, где ей поможет со всеми ритуалами специально обученная женщина. И эта женщина в случае с Эсти домогалась до молодых девушек, в том числе невест, а они были слишком неграмотны чтобы понять, что что-то не так.

Но как и во всяком вопросе есть и другая сторона. Женщины играют важную роль в жизни общества. Так Галина Зеленина (специалист Центра библеистики и иудаики РГГУ) в обзоре для Форбс на сериал "Неортодоксальная" от Нетфликс пишет:
"Да, мужчина изучает Тору и Талмуд, а женщина печет халу, но это не дискриминация — это различия, женщине и не нужно учить Талмуд, ведь Бог лучше знает, что нужно женщине, чем она сама. В еврейской семье при этом не патриархат, а тонко устроенный матриархат: да, мужчина — глава семьи, но женщина — шея, вертящая этой головой. "

И это чувствуется в истории Деборы. У Эсти есть тетя, которая очень правильная и очень влиятельная женщина, и именно она решает все вопросики в семье (правда так, как сама считает нужным).

Также было интересно узнать, что ультраортодоксальные хасиды не признают создание Израиля. Они считают, что эта часть территории просто выклянчена после геноцида, а согласно Торе евреи должны страдать и не должны обрести землю обетованную при жизни и без прихода мессии. Нельзя отнимать функцию Бога.

Читала великолепная Анна Човжик.

Итого: местами книга и героиня подбешивала, подбешивали конечно также узколобые персонажи, но для знакомства с ультраордоксами, нравами и заглядывания за занавесочку - отличный вариант. Плюс книга небольшая.

Пойду смотреть видео на ютубе про прогулку по общине в Бруклине.

Прочитано в рамках игры Собери их всех!

телеграм-канал Literate escape

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!