Больше рецензий
31 августа 2013 г. 01:59
1K
5
РецензияПоследнее произведение Джейн Остен, которое она успела завершить за два месяца до своей кончины. Говорят, скромная и тихая Джейн умирала в одиночестве и страшных муках, а ведь никто даже не подозревал о том, что в будущем великая на весь свет писательница – вообще занималась подобным ремеслом. По воспоминаниям сестры Кассандры Джейн писала свои романы на мелких листках и прятала их ото всякого под скатерть кухонного стола, а ещё запрещала смазывать входную дверь, боясь, что кто-то появиться незамечено и застанет её за подобным трудом. Дух в семье Остенов витал самый консервативный, от того чрезмерное изъявление своих чувств и тем более – занятие писательством, публичное излияние этих чувств предполагающее – считалось недопустимым.
На склоне своих лет Джейн (хотя ей едва исполнилось сорок) много пришлось осмыслить и подвести итог собственной жизни, то, что конец уже близок – Остен уже вполне осознавала, хотя жизнерадостный и стойкий характер не позволял показывать это внешне. Возможно поэтому «Доводы рассудка» - так выделяются среди остальных шести известных романов писательницы. Нет, вы не встретите здесь так привычной ей нотки иронии, некой лёгкости. «Доводы рассудка» я бы назвал романом-рассуждением, ведь не зря в нём так много переплетений с собственной судьбой самой Джейн Остен.
Вообще, критики называют эту книгу – самой автобиографической из всех. И это не случайно. Хотя Джейн Остен недолюбливала свою героиню Энн Эллиот, называя её "слишком хорошей", в ней воплотились многие черты создательницы. Энн, как и сама Джейн, были одинаковы во внешности, складе ума, даже в том, что она, как сама писательница, "увяла" к 28 годам. Обе очень любили музыку, серьёзное чтение, обе обожали жить в глуши и ненавидели столицу, любили дальние пешие прогулки в одиночестве, предполагающие к раздумьям. Похожи и их любовные истории. Как и Джейн Остен, Энн в девятнадцать лет влюбилась в человека без средств и по настоянию близких рассталась с ним. В этих эпизодах трудно не узнать историю трагической любви Джейн Остен к Тому Лефрою, которому она хранила верность всю свою жизнь.
«По мне, единственное преимущество женщины (преимущество весьма незавидное; и врагу бы не пожелала) это способность наша любить дольше, когда у любви уж нет надежды на счастье или возлюбленного уж нет в живых».
Когда читаешь «Доводы рассудка», вполне осознавая историю самой писательницы, ощущение от этого только усиливается, а всё происходящее кажется настолько реальным, что невозможно не поверить в происходящее.
Дальше ещё несколько сравнений
Капитан Харвил похож на брата писательницы Фрэнка, которому, как и литературному герою, были присущи домовитость, умение мастерить. Капитан Уэнтуорт очень напоминает жениха Кассандры, погибшего в Вест-Индии, где он копил деньги для предстоящей свадьбы (убитая горем Кассандра, как и сама Джейн, никогда так и не вышла замуж). Описание Лайма, которому отведено значительное место в романе, основано на собственных впечатлениях Джейн Остен - она посетила Лайм в 1804 году. Известно, что Джейн Остен предпочитала называть своих героев вымышленными именами и фамилиями, но в "Доводах рассудка" использованы фамилии некоторых её близких знакомых, в частности, Уэнтуорт - фамилия одного из дальних родственников писательницы.
Кстати, сама Джейн Остен предполагала назвать книгу «Эллиоты», заглавие «Доводы рассудка» было придано роману уже после её смерти. Впервые «Доводы рассудка» были изданы вместе с «Нортенгерским аббатством», благодаря брату Генри (он же написал предисловие к публикации) в декабре 1817 года – уже после смерти писательницы. Критики отозвались об обоих романах очень холодно, критикуя их автора за отсутствие «воображения», поскольку действие их уж очень походило на обычную размеренную сцену из жизни (не забывайте – ведь это была эпоха романтики, и лишь с Остен можно говорить о начале реализма в британской литературе). В итоге имя писательницы было забыто ещё более чем на полвека.
Мне показалось – это один из лучших её романов, в котором внутреннее состояние героев было передано особенно тонко и чётко, что в реальность самих персонажей искренне веришь. Возможно это оттого, что в «Доводах рассудка» Джейн попыталась воплотить собственные переживания, которые ей приходилось испытывать вот уже более 15 лет. И хотя, как и во всех её произведениях – концовка его весьма оптимистична, буквально в каждой странице романа чувствуется глубокая боль её автора, ведь вопреки сюжету – история самой мисс Остен была намного трагичней,
Комментарии
"Доводы рассудка" как-то всегда теряется на фоне блистательной "Гордости и предубеждения" или "Эммы", как Энн Эллиот была незаметной среди своих родных. Однако этот роман ничуть не хуже остальных у Остин (по мне так они все хороши, каждый по-своему), я его очень люблю за камерность, за грусть и за счастливое завершение, за ту самую тонкость и реалистичность передачи развития отношений героев.
Хорошая рецензия, спасибо!
Рад, что вам понравилось. А какая из книг Остин - ваша любимая (если такая есть)?
Пожалуй, все-таки "Доводы рассудка". Мне очень нравится экранизация 2007 года. Там изумительная музыка! Перерыла весь интернет, но записей нет. Очень жаль. Фанаты сделали нарезки, они есть на трекере, но там и с другими звуками из фильма. Потом, наверное "Гордость"... А вот "Чувства и чувствительность" не очень люблю
Всё же "Чувство и чувствительность" (существует ещё вариант "Разум и чувства") - первый её крупный роман, да и вступление в основное повествование там - довольно затянутое - глав 6-7 - скучное описание семейств и династических линий). Подробнее писал об этом недавно. "Гордость и предубеждение" - классика, но всё же он не совсем в стиле других её произведений. Ведь сама Джейн характеризовала своё творчество - как описание истроий связанных друг с другом 2-3-ёх семей. Согласитель, в "ГиП" - их гораздо больше. "Доводы рассудка" - очень понравились. Скачал фильм о котором говорите, но терпел - всё же решил сначало дочитать книгу. Теперь, после вашей рекомендации, тем более его посмотрю. Думаю в скором времени приняться за "Мэнсфилд-парк". Если наткнусь на саундтрек о котором говорите - обязательно вам отпишусь.
Буду очень благодарна. Хотя надежды мало. Никаких ссылок на официальный саундтрэк нет даже на сайте BBC.
Мой любимый роман у Остин. Жаль, что после мокрой рубашки Колина Ферта в экранизации "Гордости и предубеждения" 1996 г. у всех Остин ассоциируется в первую очередь именно с "ГиП".
Интересно, что "Гордость и предупреждение" - на первом месте среди сотни величайших романов английских писателей по результатам опросов самих жителей Туманного Альбиона. Так что "ГиП" стал лидером ещё наверное задолго до 1996 г., впрочем, может с этой экранизации всё и началось? Так или иначе, "стараниями" Шарлотты Бронте и Марка Твена об Джейн Остен мало что знали вплоть до начала прошлого века, и лишь Джорджы Элиот и её гражданского мужа - литературного критика Джорджа Генри Льюса, нечаянно "открывшего" миру эту прекрасную писательницу, о ней узнал весь мир.
первый роман, который я прочла у неё, и, пожалуй, самый любимый
спасибо Вам за рецензию!
Мне "Доводы рассудка" также очень понравились. Есть в нём своеобразный авторский стиль, и в тоже время, согласитесь, он - выделяется среди плеяды остальных её романов.
Интересно, что задумка написать этот роман возникла у Джейн Остен ещё за семь лет до его появления. Возможно причиной этому стало то, что к 30-ти годам Джейн окончательно утратила иллюзии обрести свою вторую половинку и стала носить чепчик (признак того, что девушка - старая дева). А необходимость рассказать о своей душевной боли - стала особенно острой.
Вот что пишет по этому поводу литературный критик Е. Гениева:
Не знаю, как Вы относитесь к экранизациям, но есть экранизация "Доводов рассудка" 2007 г. Там есть кадр примирения - вот это лучшая сцена фильма. В нём все - тема, идея. Я как-то писала об этом у себя в блоге. Если будет интересно: http://yasnaya-elga.livejournal.com/275706.html
Или посмотреть вот здесь не в слишком хорошем качестве на YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=wx0cr2KtjmI
Экранизацию посмотрел буквально на прошлой неделе – мне очень понравилась, как, впрочем, и другие фильмы по романам Джейн Остен. Но в тоже время – сцена примирения в картине поставлена совсем по иному, нежели в книге – нет сцены со случайно подслушанным разговором, а свои отношения они выясняют в прямой беседе. К тому же эпизод поцелуя – явная модернизация событий. Энн Эллиот в начале 19 века низачто не позволил бы себе такого, тем более в общественном месте (!), какой бы поток чувств её не обуревал. Уже хотя бы потому, что Англия – пуританская страна строгих правил и моральных норм, её бы просто сторонились и не пускали ни в одно светское общество, что в то время было чревато большими последствиями. Хотя в целом фильм – очень интересный, и главная героиня играет убедительно. В интернете часто критикуют Салли Хокинс за то, что она не очень подходит на роль Энн Эллиот – на мой взгляд, совсем необоснованно. Теперь думаю пересмотреть экранизацию 1995 года.
Любопытно, что Остен любила перерабатывать свои романы, но "Доводы рассудка" (вернее его окончание) она переделала координально. Замечания об этом можно найти в воспоминаниях племянника писательницы Джеймса Эдварда Остен-Ли:
Впервые герои Остен выясняют свои отношения не в прямой беседе, как, например, в "Гордости и предубеждении", "Нортенгерском аббатстве", либо "Чувстве и чувствительности", но косвенно - понять чувства друг друга помогает услышанный случайно разговор.
Пожалуй, книга входит в тройку самых любимых у Остин.
Спасибо за рецензию, хорошая.