Больше рецензий

Your_Majesty

Эксперт

по культуре и искусству

4 августа 2022 г. 19:35

577

4 И Ад бывает Раем, коль от руки любимой умираем

Я не устаю удивляться гению Шекспира (а, заодно, и величайшему таланту переводчиков), который своими, казалось бы, несложными, вечными, сюжетами создает такую интригу, какой позавидовали бы современные авторы детективов и триллеров (безусловно, имеющие литературный вкус). Серьезно, что бы я ни читала у этого драматурга -  при условии первоначального не-знакомства с происходящим - все порождает невероятное волнение за героев и коварное желание заглянуть на последние страницы.

Что любопытно, комедии у Шекспира я до этого момента не читала вообще. Конечно, важно держать в уме, что грань между комедией и трагедией весьма эфемерна, и вообще "комедия - это трагедия, которая случилась не с нами", что и демонстрирует английский поэт. Сюжет "Сна" вполне мог развиваться в духе "Ромео и Джульетты" или "Отелло". И это величайшее свидетельство профессионализма автора, его чувства культуры и социальных отношений - демонстрация различных путей развития истории. Вынесение в качестве дополнительной постоянной влияния судьбы и череды случайностей.

История "Сна" представлена тремя основными линиями - межличностным конфликтом эльфийских Короля и Королевы, предмет которого - один юный паж; инициативой афинских простолюдинов к свадьбе своего герцога проявить народную самодеятельность и поставить пьесу; классическим любовным четырехугольником. И, на мой взгляд, как раз третья линия вызывает наибольший интерес и переживание.

Лизандр и Гермия нежно любят друг друга и хотят сочетаться браком, однако отец Гермии, Эгей, против подобной свадьбы. В женихи дочери он определяет Деметрия, тоже в нее влюбленного. При этом, если зачастую препятствием к браку служит разное положение семей, здесь подобного нет. Более того, в определенных вещах Лизандр даже выше Деметрия, поэтому отказ отца ему продиктован исключительно упрямством:

Деметрий, раз отец тебя так любит,

Отдай мне дочь, а сам женись на нем!

Четвертая сторона в фигуре - Елена, подруга детства Гермии, безответно влюбленная в Деметрия.

Выбор перед Гермией открывается небольшой: до бракосочетания герцога Тезея с царицей амазонок Ипполитой она должна либо принять волю отца и выйти за Деметрия; либо уйти из мирской жизни в жрицы Артемиды, принеся обет безбрачия; либо принять смерть от руки отца за неповиновение. И наши влюбленные решают бежать из Афин. Гермия по глупости из большой дружбы делится своими планами с Еленой, а та по еще большей глупости из великой любви к Деметрию рассказывает об этом и ему. В итоге пылающий гневом Деметрий устремляется за парочкой в Лес, следом бежит Елена, а в Лесу...

"Сон в летнюю ночь" - блестящая работа Шекспира, всецело захватывающая внимание читателя. Вроде бы обычные, но все же интересные в своем сочетании герои и развязки, искрометные высказывания и блестяще выверенная форма создали вечную классику. Искренне советую к прочтению всем ценителям искусства.


4/5

спойлер

Еще меня посетила мысль, что Деметрий-то влюбился в Елену не чистосердечно, а чувства его были вызваны единственно волшебством. Такие вот шекспировские привороты. Способны ли они заменить и/или сравняться по силе и природе с настоящей любовью? Сомневаюсь. А если еще принять во внимание, что подобные чары в их мире с легкостью рассеиваются, то перед нами задел на настоящую трагедию. Жаль, что мистер Уильям не проработал в данном ключе какой-нибудь "Сон 2.0". Я бы с удовольствием прочитала ;)

свернуть


Прочитано в рамках игры KillWish