Больше рецензий

4 августа 2022 г. 19:27

391

5 Спойлер Звёздное зеркало и разбитый алтарь: вторая попытка комментария к роману-дилогии о Бароне со Звёздной Горы

Это вторая моя попытка осмыслить единое в двух книгах повествование Оксаны Ветловской. Первая попытка была предпринята на странице этой книги в интернет-магазине «Лабиринт». На этом же сайте это моя вторая «рецензия»: первая написана на «Каменное зеркало». Теперь я считаю последнюю несколько незрелой, хотя сайт уведомил меня о 1 000 её прочтений, что, вероятно, можно считать похвалой ей.

Я работаю с архетипом Барона со Звёздной Горы почти полных 7 лет (7 августа стукнет). До декабря 2020 года я ничего не знала о Ветловской и её творении, ибо я не читаю художественной литературы, написанной позже 1990 года. Стоит сказать, что окружающее меня культурное пространство я воспринимаю как набор ингредиентов и ориентиров для моего собственного повествования и его путей. И роман (я иногда называю обе книги единым романом) не стал исключением — с его помощью я поняла (спустя 5 полных лет, правда): а) какова священная суть архетипа Барона со Звёздной Горы; б) каковы Его цели; в) каковы должны быть цели художника, работающего с Ним.
Приступим же.
Архетип Барона со Звёздной Горы является одним из сакральных центров западного искусства, некоторые традиции которого наследуем и мы. Сейчас повсеместно наблюдается деградация этих традиций, выраженная в отторжении самой сути искусства — передачи в мир священного для очищения последнего от скверны греха через божественное присутствие. Барон со Звёздной Горы как раз и является проявлением этого божественного, выраженного в символическом рыцарском пути. Иными словами, Он — обретающий Истину и попирающий грех Рыцарь, одновременно уже нашедший Её.
Звёздная Гора — это Монсальват, «Гора Спасения», гора Чаши Грааль, которая, собственно, и изображается иногда горной вершиной со звездой. В романе и сопутствующих ему материалах, кстати, сделано хитро, ибо Ветловская использует реальные герб и девиз, что «притягивает» в её произведение существующую сакральность, которая может, более или менее, обеспечить чистоту воплощения архетипа.
Таким образом, Барон со Звёздной Горы — это праведник, принадлежащий «царской крови» (не всегда буквально) и спускающийся с горы Монсальват, где Он уже обрёл Венец бессмертия (во многих духовных учениях Венец издавна обозначает обретение Истины и сопутствующего Ей бессмертия). Он спускается, Он Зовёт к вставанию на Путь Истины всех, «имеющих уши», и Сам указывает этот самый Путь. Таковы Его суть и цели.
Задача автора — передать Зов и Указание Пути во всех возможных для него чистоте и полноте.
Роман Ветловской сохраняет для нас некоторые отголоски Зова и Указания Пути. В этом смысле оба романа уникальны, ибо с закатом рыцарства Барону всё тяжелее приходить в наш подлунный мир.
Альрих фон Штернберг принадлежит к древнему дворянскому роду, к «царской крови». Память об этом его поддерживает; «звезда, что не знает заката» его ведёт. О нравственной композиции героя можно поспорить: в конце концов, он намеренно сделан неоднозначным. Однако два его главных свершения чётко высвечивают его архетипическую суть.
Первое: Альрих фон Штернберг очистил ведьму Дарью Заленскую (ведьму, как ведающую Ад и приносящую Его в наш мир, следует либо очистить, либо уничтожить) и привёл её к наиболее возможной для неё степени совершенства: к «священному браку» с собою — то есть дал ей потенциальную возможность взойти на Звёздную Гору.
Второе: он уничтожил языческий алтарь, хозяева которого охотно питались человеческой плотью. В романе этому дается несколько иная коннотация, однако «верная» суть видна вполне.
Путь же на Звёздную Гору от Альриха сокрыт: по крайней мере, в повествовании Ветловской. Стоит отметить, что сакральный язык традиционных духовных учений заменен в романах на второсортную терминологию Нью-Эйдж, от которой воздержаться помешали изображаемые эпоха и антураж. К сожалению, он в некоторой степени наиболее ярко свидетельствует об искаженности воплощения архетипа в данном произведении в двух книгах. Колдовской Ад вторгся в Его новое «звёздное тело», перевернув всё с ног на голову. Лишь в конце повествования появляется какая-либо надежда на избавление от влияния Преисподней перевёрнутой божественности. Но обретёт ли этот Барон со Звёздной Горы Истину?..

«Каменное зеркало» и «Алтарь времени» представляют несомненные интерес и ценность для всякого читателя. Я не устаю сравнивать эти романы с советской прозой о Великой Отечественной Войне: их роднят схожие ценности и моральные ориентиры. Хотя, конечно, по сравнению с истинной фронтовой прозой нынешние произведения о Войне всё равно останутся «детскими поделками» просто потому, что «то время» для них не пережито, а восстановлено. Кончились времена творений, за которыми «ходили в люди». Однако попытка «очистить» Великой Отечественной Войной сакральный для Запада архетип Рыцаря — определённо стоит внимания. И, скорее всего, она была необходима, ибо ныне в почёте герой «Благоволительниц».
Лично для меня роман Ветловской и сопутствующее ему — это подарки моему детству, ибо моё знакомство с Бароном со Звёздной Горы началось в 17 лет и вскоре ударило необходимостью всей возможной для меня чистоты в передаче Зова и Указания. Так для меня пали закрученный сюжет, любовная линия и тонкость психологизма. А здесь всё это имеется.
Я отдаю должное этим произведениям Оксаны Ветловской и данному воплощению Барона со Звёздной Горы. И желаю Ему, именем Альриху фон Штернбергу, счастливого плавания под звездой, незнающей заката.