Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

3 августа 2022 г. 13:26

481

5 Лучшее пособие для чайников

Эта история началась в 2016 году. И если сперва я собирался просто немного научиться рисовать, чтобы иллюстрировать собственную писанину, то потом понял, что рисование может быть не только вспомогательным инструментом, но и полноценным пространством для творчества. У меня в голове ж вечно крутятся какие-то концепты, и их надо как-то воплощать. Сейчас меня предсказуемо вообще унесло в другую степь: я увлёкся обзорами книг по рисованию для новичков и устраиваю тотальные разносы, почему по большей их части ничему научиться не получится. Но началось всё именно с Кистлера. В тот далёкий февральский день меня занесло в книжный, где я и обнаружил это пособие. Стилистически оно показалось мне вполне подходящим, я решил, что это знак судьбы. И купил. И правильно сделал.

За 30 дней вы его, конечно, не пройдёте, на большинство заданий нужно 3-5 дней. Но в целом, по прошествии нескольких лет я с уверенностью могу сказать, что Кистлер – единственный преподаватель рисования, чья методика кажется мне самой полезной и реально работающей. Она действительно рассчитана на чайников, которые не понимают, как рисовать в принципе. Это может звучать странно, особенно для тех, кто типа с детства рисует, но таких людей дохера и больше. И они среди нас. То бишь это мы среди них.
А потому меня бесит, что в каждой дискуссии, посвящённой его книге, появляется кто-то особо умный и начинает орать, что мол всё фигня да ничему тут нельзя научиться да автор идиот да это пошаговые уроки как рисовать шарик да почему так уродливо всё да никому это не нужно. В конце концов, всё сводится к тому, что лично им это не помогло. А знаете почему? Да потому что их уровень изначально был выше, то есть не нулевым! Напрашивается закономерное: зачем вы вообще брали эту книгу? Невооружённым глазом видно, что здесь даётся совсем базовая база.
Ещё одно непонимание уходит корнями в полнейшее незнание на нашем культурном пространстве того, кто такой Кистлер вообще. А в Америке он довольно культовая фигура. Мало того, что он был учителем рисования в оффлайн-школе (и для детей, и для взрослых), так в 1980-90х он вёл на телевидении образовательную передачу, в которой учил детей рисовать вот по всем этим шарикам-кубикам разные интересные детям вещи от самолётов до фанартов по "Звёздным войнам". Его знали все, выросшие в то время, он кумир масштаба двух поколений. Я не шучу, если копнуть даже не слишком глубоко – можно найти телеги благодарностей от уже взрослых людей в его адрес.

Но самое главное, что понял за свою преподавательскую жизнь Кистлер и чего почему-то не понимают многие другие, хотя вообще-то это элементарнейшая педагогическая психология – крайне деструктивно во всех этих художественных учебниках давать высокоуровневые рисунки в качестве примеров. И это вечное проклятие пособий по рисованию для новичков: автор, естественно, умеющий рисовать, показывает, как сделал бы он. Ага, ультра-скиллово, идеально, ровно, выверено. Ну молодец, чо, похвастался. А ученикам твоим что, спрашивается, делать? Они книгу эту, недешёвую, между прочим, покупали, чтобы полюбоваться, какой ты молодец? Потому что повторить они это за тобой явно не смогут. Расстроятся, посчитают себя рукожопами и забьют. Кистлер же прекрасно всё это понимает и сам рисует простенько, кое-где даже небрежно. Особенно в начале. Он именно что иллюстрирует уроки примерами такого же уровня, какой может повторить начинающий чайничек. А потом постепенно уровень повышает, кружочки становятся ровнее, штриховка – аккуратнее. И вот это реально даёт ученику стимул продолжать. У него получается, пусть даже получаются и вещи примитивные до убожести. А если сразу с порога загрузить тем, что человек не сможет нарисовать просто физически – ну и зачем тогда такое пособие?

Так что на фоне других преподавателей, обучающих тому, как "правильно", Кистлер отличается гуманистическим пониманием ситуации: человек, который не умеет рисовать – реально не умеет. Ничего. Совсем. Может быть, даже не знает, как нужно вести линию карандашом. Его самого надо вести за ручку и разжёвывать всё, максимально просто и доступно. И Кистлер объясняет, медленно, пошагово, рассказывает что и зачем. Некоторые вещи даются упрощённо – чтобы ученик не запутался и не перепугался. Более того, в таких случаях будет прямым текстом уточняться, что именно упрощается. Потом по мере прохождения книги всё будет даваться чуть сложнее и "академичнее". Да что там, в обычной художке вас бы учили точно так же. Только не в форме весёлой игры. А здесь базовые фигуры и светотень будут чередоваться с животными, цветами и планетяшками. Одно вам будет полезно в быту, а другое – чисто для удовольствия. Художниками после этой книги вы, конечно, не станете, но хотя бы сможете нарисовать барашка не в коробке и начертить ремонтникам план квартиры.

Но самое, на мой взгляд, главное – Кистлер почти всегда идёт по пути обучения от частного к общему. Он объясняет какой-то нюанс или базовое правило, а потом показывает, как его можно применить в несложном рисунке. И это очень ценно в мире, где вся система образования в принципе строится от общего к частному. К сожалению, модель усвоения информации у нас заложена от рождения, и таким, как я, сложно учиться, делая частные выводы из общих принципов.
Так что присоединяюсь к хвалебным речам и радуюсь, что в тот день мне на глаза попалась именно эта книжка, благодаря которой я хотя бы понимаю, что делать с карандашом. Попробуй я заниматься по любому другому пособию – до сих пор бы в шоке сидел.