Больше рецензий

2 августа 2022 г. 19:14

3K

5

А. Алексин "Безумная Евдокия".
Сколько книг дорогого Анатолия Алексина прочитала, всегда находила ответы для себя, других. Делала выводы, но при этом продолжала думать. Эта повесть заставила понять, что не могу прийти к какому-то выводу.
Читая сначала, хотелось ругать Евдокию Савельевну за её нежелание не обращать внимание на Олю, за совершенное неприятие её дарования. Но потом стала размышлять об ином. Евдокия Савельевна искренне, как понимает, стремится к главному: рассказывает о простых и важных людях, своих бывших учениках, которые не добились известных высот, но стали Людьми. Бухгалтер, водитель самосвала, троллейбуса ли- каждый достоин почёта. Так жила она, учительница истории, которая когда-то совершила подвиг, о котором молчала: дала приют раненым выздоравливающим людям. Можно говорить, что она "ушла в общественные дела, не было
... личной жизни". Но у неё, по-моему, скорее, стремление показать значимость каждого, их личного маленького подвига в простых и важных профессиях. К сожалению, за этим благородным стремлением Евдокия Савельевна будто специально не замечает даровитых детей, тем более учеников своего класса. Но они такие же, как остальные. В 9 классе Евдокии Савельевны двоечник становится старостой, а обучающийся в художественной школе-никто. Часто мы думаем, что "талант сам пробьёт себе дорогу", но так ли это? "Нам не дано предугадать..." Каждому нужно эмоциональное участие, поддержка. Просто улыбнуться даровитому, пригласить куда-то, спросить его мнение- лишь немногое, что может классный руководитель. Евдокия Савельевна лишила Олю этого. Гордая девочка, одарённая не только в скульптуре, живописи, но и слегка рифмующая, конечно, невзлюбила Евдокию Савельевну, дала ей прозвище. В этом выразила и протест, и неприятие её тактики. Что могла Оля? Покоряться, рисовать. Конечно, семейное воспитание в её гордости сыграло важную роль. Отец Оли осознает (правда, поздно, после трагедии), что вся жизнь и мамы Оли была сосредоточена на ребёнке. Так сложились обстоятельства.... Страшный диагноз мамы заставил их из долгожданной Оли сделать того, ради кого они жили. "Родители Оленьки“ — это стало нашей главной приметой и главной профессией. Я даже не заметил, что Надя уже не поёт… и что я перестал писать свои фантастические рассказы. И о сердце Надином вспомнил только сегодня...",- говорит он. Они не перечили Оле, не старались подавить её тихую неприязнь к Евдокии Савельевне, но и не потакали, учили дочь.
Я не увидела в героях тех, кто груб, циничен в поступках. Каждый шёл в своём понимании. Но, думаю, всегда надо исходить от того, что дети учатся у взрослых. Люся, Боря- примеры неправильного воспитания классного руководителя. Евдокия Савельевна "подмяла" своей позицией других, дети пошли у неё на поводу, забыв о подруге. Именно от взрослого, как старшего помощника, товарища должна идти если не истина, то что-то правильное. На уступки, компромиссы обучать идти должен взрослый. Он учит. Евдокия Савельевна и родители должны были совместно выработать ту золотую середину, которой и не было. Оля при своём графике в художественной школе должна всё равно быть участником школьного процесса, активным. Её ум, смекалка сказались и в этом походе- игре. Жаль, что Оля, втянувшись в игру, забыла о том, что надо ставить о себе в известность, помнить о больной матери и "Безумной Евдокии", которая должна ринуться сообщить о пропаже Оли.
Бог дал шанс полусчастливым концом (выздоровеет ли мама Оли?) всем взрослым и детям повести обдумать произошедшее, изменить свое отношение к каждому. Эта повесть не только интересна как художественное произведение, но и педагогический вопрос: как быть?..
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово