Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

28 июля 2022 г. 22:28

4K

5

Кажется, что я уже где-то к какой-то книге об этом писала, вроде даже в отзыве на Мьевиля, но точно не помню. Пусть и писала, но здесь это будет более, чем уместно. Когда я занималась живописью у одного художника, он часто рассказывал интересные вещи, пока я пыталась изобразить на холсте очередной натюрморт. Часто об истории искусства, часто о теории, иногда просто рассуждал вслух. Как-то раз он сказал, что человек не может нарисовать или придумать что-то абсолютно новое, всё что создается где-то был увидено, подсмотрено у природы, выведано у законов жизни, как одушевленной, так и неодушевленной. Если развить эту мысль дальше, то также и с эмоциями, невозможно до конца понять и тем более передать то, чего ты не испытывал, или чему хотя бы не был свидетелем. Поэтому самые сильные произведение получаются у тех, кто описывает пережитое. У тех, кто обладает сильной эмпатией.

Ёсихиде - талантливый художник, почти гений. Наверно сейчас его бы назвали перфекционистом. Его картины должны были быть совершенны. Настолько, чтобы человек, смотрящий на изображение, видел всё как наяву, чтобы созданный образ оживал. Настолько, чтобы ужасался или восхищался по полной, чтобы проживал это. Перед своим стремлением к этому Ёсихиде не останавливался ни перед чем. Увы, тематика его работ частенько несла передачу страдания. Ради идеала он подвергает жестоким страданиям своих учеников. И вот его светлости пришло в голову заказать впавшему в опалу за свои зверства, за свой ужасный характер и отталкивающий облик серию картин "Муки ада". Есть здесь и иная подоплёка, дело в том, что у художника есть красавица дочь, которую князь забрал к себе во дворец. Ёсихиде раз за разом просит отпустит её домой, так как дочь - единственное существо, которое он по-настоящему любит. Но его светлость раз за разом отказывает. В рассказе опускаются причины этих отказов, но между строк пробегают намеки. "Муки ада" пишутся, дочь так и остается во дворце, Ёсихиде пытается заслужить расположение князя, выполнив заказ так, как он умеет - изобразить картины мук и страданий как можно реалистичнее. Он снова мучает учеников, чтобы увидеть то, что ему нужно изобразить, чтобы пропустить через свой взор и воплотить в рисунке. Наблюдать эти моменты страшно, потому что Ёсихиде впадает в какой-то транс, впитывая в себя те страдания, что он наблюдает. Но здесь нет сострадания к пытаемым, иначе это не назвать, есть только изучение и запоминание. Но вот приходит время писать последнюю картину, и Ёсихиде приходит в голову гениальный замысел, как передать муки ада - изобразить падающую сверху пылающую огнем карету, в которой заживо горит прекрасная женщина. Но он не может осуществить свой замысел, он не может нарисовать то, чего не видел. И он прочит князя сжечь карету с какой-нибудь придворной дамой у него на глазах...

То, чем заканчивается этот рассказ, не может не ужасать. И тут уже думаешь, а кто более жесток, художник или князь. Ёсихиде такой какой он есть, но у него одержимость своим искусством. Что руководит князем? Тут иного рода жестокость. Это желание наказать и художника, и красавицу... Ох, чтобы не рассказывала служанка, она тут ненадежный рассказчик в том, что касается причин, так как для неё его светлость человек во всех отношениях великодушный, ту мысль, которая к ней раз за разом приходит, она гонит прочь. Но всё не так просто. То, что делает князь у меня оправдания не находит.

Человек в погоне за идеалом может терять человечность. Человек в желании проучить и позабавиться может перейти любую грань, когда он повелевает судьбами. Муки ада придумывает человек, а природа ужасается. Здесь есть её символ - обезьянка, которая лучше людей проявляет те качества, которые стоило бы показать человеку - благодарность и сострадание. И защиту. Люди же просто стоят и наблюдают, как на их глазах разворачивается трагедия. Настоящие муки ада. Это было по-настоящему страшно.

Комментарии


Мощный рассказ, когда-то был одним из первых литературных произведений Японии, которые я прочла, и очень впечатлил, недавно перечитала, впечатление слабее не стало, скорее наоборот, а с рассуждениями твоими согласна. Есть кстати аниме экранизация, хотя и несколько вольная.


Очень мощный. И очень сложно о нем что-то написать, потому что какие-то сплошные эмоции. Поймала себя на мысли, что я почему-то хочу и могу оправдать Ёсихидо, как заложника своей одержимости, хотя здесь в абсолют это возведено, несмотря на то, что история знаем много гениев, что были тиранами для своих близких. Здесь уже что-то совсем на грани, больное. А вот князю оправдания найти не получается, да и не хочется. Понимаю его поступок, но принять такое нереально.


Да, гениям, имхо, не стоит заводить семьи, это редко заканчивается счастливой жизнью, для него же творчество превыше всего, но при этом его где-то и впрямь понимаешь и его жаль, а вот князь просто мр@зь, которому не дали и он так жестоко отомстил, садизм откровенный, прости за грубость(


Так и есть, Насть. Это и есть садизм. И вот это мерзотненькое - у меня власть я могу и так. Месть тоже может быть разной. Был бы он более человечным, отказал бы художнику, вот это была бы изощренная месть и без жертв. Ёсихидо бы не смог закончить работу мучался бы этим. Но там же ещё и дочь... Великодушный князь - страшный человек.


Именно, ты права, можно понять желание отомстить, я весь такой обиженный, но в такой форме как у него это меганенормально, это какой-то монстр, а не человек...


Да. Тут уже нечто за гранью человеческого.


угу(((


Муки ада придумывает человек, а природа ужасается.

Так и есть...
Жуть какая... я так понимаю

спойлер
дочь была в карете
свернуть

?


человек не может нарисовать или придумать что-то абсолютно новое, всё что создается где-то был увидено, подсмотрено у природы, выведано у законов жизни, как одушевленной, так и неодушевленной

Вот по жизни верую и следую этому принципу. Но тут дело такое, что один раз что-то описавший художник/писатель уже вводит образ в общее бессознательное, потому следующий уже может взять этот образ, рассмотреть его и наполнить новым содержанием. Третий уже берёт примитивный образ+ новое содержание, переосмысляет, делает из этого концепт, делает символ.

Интересная идея, что художник должен увидеть нечто в реале, чтобы нарисовать. Но, как по мне, это всё равно не даст достаточно яркого образа на холсте. Чтобы это производило впечатление, должен быть уже третий уровень переосмысления, на первом - человек только повторит реальность, она не будет ужасать, в ней не будет мысли, это будет фотографией, а не предметом искусства.

Наверное, рассказ производит впечатление, я через твой текст ощутила эмоцию!))


Так ему и нужно было увидеть, чтобы пропустить это всё через себя. Когда он смотрел на те страдания, которые ему нужно было изобразить на холсте, он как-будто в транс впадал, застывая, как-будто превращался в губку, впитывающую малейший нюанс происходящего с человеком. И умел это передать так, что его картины потрясали. Те, кто смотрели на них, уверяли, что даже замечали движение, а уж про то, что проникались увиденным, и говорить нечего.

Да, рассказ сильный.) Эмоций доставил.


Слушай, предположу концовку.

спойлер

Он увидел, что горит дочь, всё равно радостно зарисовал, а потом покончил с собой?

свернуть

спойлер
Именно так. Только не радостно, а мучительно. Последняя картина вышла особенно шедевральной.
свернуть

спойлер

Не, художественное преувеличение) Не верю, что без переосмысления, просто фиксация страдания выйдет шедевральной О:) У меня свои предубеждения и я за их держусь :)

свернуть

спойлер
Да кто ж запрещает.)) Да и где написано, что он не осмысливал? Что за состояние он испытывал, когда наблюдал? Это я назвала его трансом, так как описанное похоже именно на это. У меня сложилось впечатление, что как раз он пропускал через себя всё. В нём не было сострадания к жертвам в тот момент, но что было? Что именно он замечал и как пропускал, что выходили шедевры? Об это можно только догадываться. Или тоже быть гением, чтобы понять другого гения. У нас рассказчик тут - глупенькая служанка, поэтому каждый видит то, что видит.
свернуть

Но интересно! Всех поразило и действительно много обсуждений!


Это да.) Люблю, когда такое)


Японцы в этом отношении молодцы, хорошо держат эмоциональный фон :)


Я и не знала, что ты живописью занималась.



Человек в погоне за идеалом может терять человечность.

- к сожалению это очень часто так.


Лет десять назад, у меня проблемы с маслом были, не дружила с ним, вот и пошла подучиться. А сейчас не рисую вообще, нет того состояния, когда хочется взять в руки карандаш.(

Увы.(


Понятно


Мда, чувствуется, что не для легкого чтения вещь :( заглянула в спойлеры и поняла, что угадала, в чем соль сюжета :(


Интересно то, что читалось вполне легко, так как всё произошедшее описывается о лица не очень далекой служанки. Но потом, когда сцены перед глазами пропускаешь, вот тут уже не по себе становится.


Даа... Книги меня пугают частенько сильнее, чем фильмы ужасов. Спасибо воображению.


Меня тоже. Фильмы показывают готовую картинку, иногда жуткую, а иногда не очень. А вот что подкинет собственное воображение, что покажет... Непредсказуемо и реально страшно)


Вот-вот. В ужасах пугает эффект неожиданности. Резкая смена сцен, громкая музыка. Убери это, даже смешно может стать от увиденного. А вот воображение не отключишь.


Тут даже добавить нечего, всё точно. Хотя частенько хочется отключить потом, а оно не отключается))


Да уж, есть такое :)