Больше рецензий
28 июля 2022 г. 17:20
3K
4.5 Спойлер Извилистыми путями самопознания
РецензияОснова мудрости - познание самого себя, сообщает нам герой этой шутливо-философской зарисовки. Так ли это? Попробуем разобраться. Но сразу скажу, что, вопреки громкому названию, текст лёгкий и забавный. Заголовок нарочито контрастирует с содержанием.
Этот крошечный сатирический рассказ может служить иллюстрацией неумения интерпретировать событие в его, так сказать, целокупности и многоцветии.
Что будет, если вырвать из общей совокупности отдельные факты, которые, возможно, и фактами-то не являются? Приведём несколько полусерьёзных примеров. Что если?..
Скажем, оставить только одну главу из «Улисса» Джойса, игнорируя все остальные. Помнить только о победе Наполеона под Аустерлицем, оставляя за скобками его поражения. Навести весь фокус на неприятие Виктором Гюго фигуры Наполеона III, «забыв» о его литературных трудах. Разглядеть проявления свободы слова в тоталитарном государстве. Увидеть только один цвет на картинах импрессионистов или множество на квадрате Малевича...
Опыт Селима-эфенди с познанием собственной сущности показал, к каким нелепым искажениям может привести такой вот избирательный подход. Для того чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть в зеркало и начать изучать своё отражение. На первый взгляд герой пошёл по разумному пути. Для исследования своей сущности он обратился к методам наблюдения и сравнения. Однако проверенные методы не гарантируют правильных результатов.
Hаконец, он медленно заговорил, обращаясь к самому себе:
- Я мал ростом, а ведь такими же были Hаполеон и Виктор Гюго.
У меня узкий лоб, а ведь такой же лоб был у Сократа и у Спинозы.
Я лысый, но лысым был и Шекспир.
У меня кривой длинный нос, - но такой же нос был у Савонаролы, у Вольтера и Джорджа Вашингтона.
У меня больные глаза - совсем как у апостола Павла и Hицше.
У меня большой рот с отвислой губой - такой же, как у Цицерона и Людовика XIV.
У меня толстая шея - совсем как у Ганнибала и Марка Антония.
У меня большие оттопыренные уши - такие же, как у Бруно и у Сервантеса.
<…>
Далее наш мыслитель продолжает в том же духе – ищет и сопоставляет.
Философствования приводят Селима-эфенди к утешительным для себя выводам.
Я - совокупность качеств, которыми отличались великие люди с начала истории человечества и до наших дней. А человек, соединяющий в себе все эти качества, непременно должен совершить что-нибудь великое.
После такого тяжкого умственного труда самое время… правильно, хорошенько выспаться.
Думаю, познающий себя герой пришёл бы к тем же самым выводам, будь его внимание сконцентрировано на исключительно позитивных качествах известных людей.
Я готов отстаивать свои принципы, как Джордано Бруно и Виктор Гюго
Я стоически отношусь к житейским невзгодам, как Марк Аврелий и Монтень
Я сторонник терпимости, как Вольтер и Мартин Лютер Кинг
Я обожаю прогулки на свежем воздухе, как Диоген и Марсель Пруст
Я талантливо лаконичен, как Чехов и О. Генри
Примеры не отличаются оригинальностью, но это первые ассоциации, которые пришли мне в голову.
То есть суть не в перечисляемых качествах, а в самом подходе.
Маленькая ремарка. Рост Наполеона считался средним в его время. Как мы знаем, средний рост людей в прошлые эпохи был ниже. Виктора же Гюго никогда не считали невысоким человеком. Некоторые другие элементы сравнительного анализа тоже могут вызвать вопросы. Но это только добавляет иронии рассказу Джебрана.
Ветка комментариев
- а вот это интересно. Я уже поэкспериментировала с некоторыми вещами.
Заинтриговали)
Мне кажется, тут открывается поле для экспериментов, притом разной степени серьёзности.
О, да, поле и правда огромное. Есть, где разгуляться ;)