Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июля 2022 г. 17:20

3K

4.5 Спойлер Извилистыми путями самопознания

Основа мудрости - познание самого себя, сообщает нам герой этой шутливо-философской зарисовки. Так ли это? Попробуем разобраться. Но сразу скажу, что, вопреки громкому названию, текст лёгкий и забавный. Заголовок нарочито контрастирует с содержанием.

Этот крошечный сатирический рассказ может служить иллюстрацией неумения интерпретировать событие в его, так сказать, целокупности и многоцветии.
Что будет, если вырвать из общей совокупности отдельные факты, которые, возможно, и фактами-то не являются? Приведём несколько полусерьёзных примеров. Что если?..
Скажем, оставить только одну главу из «Улисса» Джойса, игнорируя все остальные. Помнить только о победе Наполеона под Аустерлицем, оставляя за скобками его поражения. Навести весь фокус на неприятие Виктором Гюго фигуры Наполеона III, «забыв» о его литературных трудах. Разглядеть проявления свободы слова в тоталитарном государстве. Увидеть только один цвет на картинах импрессионистов или множество на квадрате Малевича...

Опыт Селима-эфенди с познанием собственной сущности показал, к каким нелепым искажениям может привести такой вот избирательный подход. Для того чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть в зеркало и начать изучать своё отражение. На первый взгляд герой пошёл по разумному пути. Для исследования своей сущности он обратился к методам наблюдения и сравнения. Однако проверенные методы не гарантируют правильных результатов.



Hаконец, он медленно заговорил, обращаясь к самому себе:
- Я мал ростом, а ведь такими же были Hаполеон и Виктор Гюго.
У меня узкий лоб, а ведь такой же лоб был у Сократа и у Спинозы.
Я лысый, но лысым был и Шекспир.
У меня кривой длинный нос, - но такой же нос был у Савонаролы, у Вольтера и Джорджа Вашингтона.
У меня больные глаза - совсем как у апостола Павла и Hицше.
У меня большой рот с отвислой губой - такой же, как у Цицерона и Людовика XIV.
У меня толстая шея - совсем как у Ганнибала и Марка Антония.
У меня большие оттопыренные уши - такие же, как у Бруно и у Сервантеса.
<…>

Далее наш мыслитель продолжает в том же духе – ищет и сопоставляет.
Философствования приводят Селима-эфенди к утешительным для себя выводам.



Я - совокупность качеств, которыми отличались великие люди с начала истории человечества и до наших дней. А человек, соединяющий в себе все эти качества, непременно должен совершить что-нибудь великое.

После такого тяжкого умственного труда самое время… правильно, хорошенько выспаться.

Думаю, познающий себя герой пришёл бы к тем же самым выводам, будь его внимание сконцентрировано на исключительно позитивных качествах известных людей.
Я готов отстаивать свои принципы, как Джордано Бруно и Виктор Гюго
Я стоически отношусь к житейским невзгодам, как Марк Аврелий и Монтень
Я сторонник терпимости, как Вольтер и Мартин Лютер Кинг
Я обожаю прогулки на свежем воздухе, как Диоген и Марсель Пруст
Я талантливо лаконичен, как Чехов и О. Генри

Примеры не отличаются оригинальностью, но это первые ассоциации, которые пришли мне в голову.
То есть суть не в перечисляемых качествах, а в самом подходе.

Маленькая ремарка. Рост Наполеона считался средним в его время. Как мы знаем, средний рост людей в прошлые эпохи был ниже. Виктора же Гюго никогда не считали невысоким человеком. Некоторые другие элементы сравнительного анализа тоже могут вызвать вопросы. Но это только добавляет иронии рассказу Джебрана.

Вместо послесловия
Прочитав рассказ, вспомнила известную притчу о слоне и слепых мудрецах. Она говорит о том, что для познания необходимо уметь синтезировать информацию о разрозненных частях целого.
свернуть

Ветка комментариев


Тоже верно)) Думаю, рост вообще не так важен, но вот герой рассказа на этом почему-то зафиксировался :)