Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июля 2022 г. 17:20

3K

4.5 Спойлер Извилистыми путями самопознания

Основа мудрости - познание самого себя, сообщает нам герой этой шутливо-философской зарисовки. Так ли это? Попробуем разобраться. Но сразу скажу, что, вопреки громкому названию, текст лёгкий и забавный. Заголовок нарочито контрастирует с содержанием.

Этот крошечный сатирический рассказ может служить иллюстрацией неумения интерпретировать событие в его, так сказать, целокупности и многоцветии.
Что будет, если вырвать из общей совокупности отдельные факты, которые, возможно, и фактами-то не являются? Приведём несколько полусерьёзных примеров. Что если?..
Скажем, оставить только одну главу из «Улисса» Джойса, игнорируя все остальные. Помнить только о победе Наполеона под Аустерлицем, оставляя за скобками его поражения. Навести весь фокус на неприятие Виктором Гюго фигуры Наполеона III, «забыв» о его литературных трудах. Разглядеть проявления свободы слова в тоталитарном государстве. Увидеть только один цвет на картинах импрессионистов или множество на квадрате Малевича...

Опыт Селима-эфенди с познанием собственной сущности показал, к каким нелепым искажениям может привести такой вот избирательный подход. Для того чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть в зеркало и начать изучать своё отражение. На первый взгляд герой пошёл по разумному пути. Для исследования своей сущности он обратился к методам наблюдения и сравнения. Однако проверенные методы не гарантируют правильных результатов.



Hаконец, он медленно заговорил, обращаясь к самому себе:
- Я мал ростом, а ведь такими же были Hаполеон и Виктор Гюго.
У меня узкий лоб, а ведь такой же лоб был у Сократа и у Спинозы.
Я лысый, но лысым был и Шекспир.
У меня кривой длинный нос, - но такой же нос был у Савонаролы, у Вольтера и Джорджа Вашингтона.
У меня больные глаза - совсем как у апостола Павла и Hицше.
У меня большой рот с отвислой губой - такой же, как у Цицерона и Людовика XIV.
У меня толстая шея - совсем как у Ганнибала и Марка Антония.
У меня большие оттопыренные уши - такие же, как у Бруно и у Сервантеса.
<…>

Далее наш мыслитель продолжает в том же духе – ищет и сопоставляет.
Философствования приводят Селима-эфенди к утешительным для себя выводам.



Я - совокупность качеств, которыми отличались великие люди с начала истории человечества и до наших дней. А человек, соединяющий в себе все эти качества, непременно должен совершить что-нибудь великое.

После такого тяжкого умственного труда самое время… правильно, хорошенько выспаться.

Думаю, познающий себя герой пришёл бы к тем же самым выводам, будь его внимание сконцентрировано на исключительно позитивных качествах известных людей.
Я готов отстаивать свои принципы, как Джордано Бруно и Виктор Гюго
Я стоически отношусь к житейским невзгодам, как Марк Аврелий и Монтень
Я сторонник терпимости, как Вольтер и Мартин Лютер Кинг
Я обожаю прогулки на свежем воздухе, как Диоген и Марсель Пруст
Я талантливо лаконичен, как Чехов и О. Генри

Примеры не отличаются оригинальностью, но это первые ассоциации, которые пришли мне в голову.
То есть суть не в перечисляемых качествах, а в самом подходе.

Маленькая ремарка. Рост Наполеона считался средним в его время. Как мы знаем, средний рост людей в прошлые эпохи был ниже. Виктора же Гюго никогда не считали невысоким человеком. Некоторые другие элементы сравнительного анализа тоже могут вызвать вопросы. Но это только добавляет иронии рассказу Джебрана.

Вместо послесловия
Прочитав рассказ, вспомнила известную притчу о слоне и слепых мудрецах. Она говорит о том, что для познания необходимо уметь синтезировать информацию о разрозненных частях целого.
свернуть

Ветка комментариев


Ой, спасибо, Ника, что порадовала такой рецензией! ) После неё прочитала и я этот действительно крошечный рассказ, посвящённый моим "любимым" нарциссам, о чём прямо заявлено в предисловии:



Итак, всем, кто лишен самоиронии и сроднился с мыслью о собственной непревзойденности, непревосходимости, гениальности и принадлежности к высшей касте, единственно способной понимать настоящее искусство, посвящается эта публикация.

Для разнообразия мне захотелось взглянуть на ситуацию с несколько иной точки зрения и придать большее значение не методу познания, а его объекту, который, казалось бы, не должен ни на что влиять при честной оценке. Но о какой справедливости можно говорить в случае с нарциссом-манипулятором, умеющим всё мастерски перекручивать в свою пользу?! Герой-нарцисс легко убедил себя, что за один вечер, глядя на своё тело в зеркало, сумел пройти до конца свой личный путь самопознания.) Но вот мне почему-то кажется, что если бы его попросили познать и описать не себя, а другой объект – человека, который очень похож на самого героя по всем упоминаемым параметрам, то логика рассуждений нарцисса и интерпретация событий были бы совершенно иными. Совсем другим оказался бы и результат познания ближнего своего, на которого спроецировался бы весь негатив познавателя. И особого внимания заслужил бы «храп, больше похожий на грохот мельницы, чем на звук, издаваемый человеческим существом», который можно заметить только у другого, а у себя – никогда. )


действительно крошечный рассказ, посвящённый моим "любимым" нарциссам,

Да! Можно, наверное, сказать, что тут чистый, беспримесный нарциссизм в деле.
Я хотела назвать героя самовлюблённым, но потом решила, что это видно из его действий и финального вывода. Но ты права, это надо подчеркнуть)


Но о какой справедливости можно говорить в случае с нарциссом-манипулятором, умеющим всё мастерски перекручивать в свою пользу?!

Точно... разве что об особом подвиде - т.н. нарциссической справедливости, когда для себя любимого одни правила игры, для всех остальных - другие))


Совсем другим оказался бы и результат познания ближнего своего, на которого спроецировался бы весь негатив познавателя.

Скорее всего, так и было бы. Субъективность восприятия, доведённая до предела... и герой, вероятно, даже не заметил бы собственной пристрастности)

Людмила, спасибо тебе за внимание и полезное дополнение! Рада, что рассказ-малютка тебя заинтересовал, ты его прочитала и сделала интересные наблюдения!)


Кстати, герой ведь совсем не дурак, так как перечитал кучу философских книг. И вполне возможно, что если бы этот хитрец услышал доводы и утверждения, подобные собственным, из уст другого нарцисса, то он легко разбил бы их в пух и прах и ещё посмеялся бы. Но когда дело касается своей персональной грандиозности и неотразимости, то здравый смысл теряется, всё переворачивается с ног на голову, а методы манипулирования перепутываются с методами познания. Ведь притянуть за уши можно всё что угодно, если очень хочется обмануть не только других, но и себя. )


герой ведь совсем не дурак, так как перечитал кучу философских книг.

Точно... Вроде об этом уже много написано, но всё равно по-своему удивительно, как здравый смысл может утрачиваться и вновь появляться в зависимости от изменения объекта исследования.
Прямо какие-то волшебные внутренние линзы с переключателем, как у Дюморье в её рассказе... который я не читала))


мне захотелось взглянуть на ситуацию с несколько иной точки зрения

Мне понравился ракурс, который ты взяла. Меня же слишком увлёк выбранный героем рассказа метод... )