Больше рецензий

22 августа 2013 г. 13:44

58

Ялом есть Ялом, и именно этим он и ценен. Вряд ли стоит ожидать от психотерапевта исторической точности. Кстати, именно об этом речь шла, когда вымышленный персонаж Франку спорил с раввинами о том, что истории, описанные в Торе, это метафора, которые никак нельзя рассматривать как исторический факт. Я ни в коей мере, не воспринимаю книгу, как попытку интерпретировать жизнь двух известных людей, и упаси Боже, искать в этом мораль. Пока я читала книгу, я думала о том, почему наши преподаватели философии не обладают и долей способности вызвать к своему предмету интерес, как это делает Ялом. Здесь было так легко и увлекательно читать то, от чего откровенно тошнило в высшей школе. За время чтения перелопатила массу материала и о Спинозе, и о Розенберге, и о еврейских традициях. Только за это можно сказать Ялому спасибо. Что же до осмысления прочитанного… Никто не может претендовать на истину. Иудей и антисемит, христианин и атеист, нацист и либерал одинаково далеки от нее. В этом смысле я бы рекомендовала ее почитать тем, кто склонен к ортодоксальным течениям. С психологической точки зрения я увидела мастерское описание травмы нарциссической личности и ее последствиях, в первую очередь речь, конечно, о Розенберге. Момент предательства Фридриха Пфистера Розенбергом, отличная тому иллюстрация. Но и у безукоризненного, с обывательской точки зрения, Спинозы есть свои теневые стороны. Как часто в своих поступках он подчинялся гордыне, отвергая помощь любящих его людей, отказывая себе в простых человеческих потребностях ради идеи, но при этом, не в состоянии заставить себя пожертвовать чем-то значимым для себя ради других людей. Реальность такова, что такие люди двигают мир, неважно в какую сторону. Но их цена за это, неспособность быть счастливым.