Больше рецензий

Ребекка Попова (rebeccapopova)

Эксперт

ЛайвЛиба, вашими молитвами

23 июля 2022 г. 06:57

3K

4.5 Она идет по жизни, смеясь...

Точнее — очаровательно улыбаясь и внимательно следя за тем эффектом, который производит на собеседника. Испытывая удовлетворение, если эффект совпадает с задуманным. Стремясь продумывать каждую мизансцену — особенно в непростых жизненных ситуациях... Вот такая она, "великая и ужасная" Джулия Ламберт, которой еще в юности предсказали, что она станет "величайшей актрисой Англии" - театральной стране Шекспира.

Первый раз эту книгу, написанную, естественно, в типичной «моэмовской» манере — бойкой, наблюдательной и психологичной , я читала в юности, она формировала меня как личность, повлияла на всю мою жизнь и именно из ее текста я узнала такие слова как "кокни", "импотент" и "гомосексуалист". А некоторые цитаты из нее я выписывала в особую тетрадочку и запомнила буквально на всю жизнь.

Но сейчас я хочу остановиться на том, как этот роман далекого 1937 года воспринимается в наше время.

Мораль сей книги примерно такова: женщины — даже блестящие и знаменитые - чрезвычайно уязвимы в своих любовных отношения. Любовников, как говорится, не выбирают, и страсть иррациональна — то есть от того, что ты осознаешь, что предмет твоих неустанных дум ничего особенного из себя не представляет, твое чувство не становится менее сильным. И прервать такие унизительные для тебя отношения очень сложно.

Одновременно книгу можно считать этаким производственным романом на тему актерской деятельности.
Все происходит в Лондоне, так что наиболее интеллектуальные из героев цитируют английских поэтов типа Уильяма Блейка и посещают Национальную галерею и Галерею Тейт.
Очень интересно показаны взаимоотношения между актерской богемой и титулованными аристократами — вторая "группа товарищей", являющаяся предметом светской хроники, описывается как, за редким исключением, довольно скучная и пытающаяся угоститься и поразвлечься за чужой счет и с этой целью ищущая общества первых.

Ссылка на пост в Дзене

Комментарии


Захотелось перечитать)) Отличный роман!

Да, этот роман вполне выдерживает проверку временем!
Причем при перечитывании часто обращаешь внимание на какие- то вещи, которые в первый раз не очень запомнились.:)


у Моэма обожаю "Театр" и "Рождественские каникулы". Очень стильно написано)

"Рождественские каникулы" я еще не читала, но они у меня уже давно в вишлисте.:)


а как вам отношения матери и сына? как сын говорит прекрасную метафору "я боюсь войти к тебе, когда ты одна, так как боюсь не обнаружить там никого".
(мамаша заигралась, что стала говорить ролями).


На самом деле, эта линия немного особняком стоит в романе...
У меня двоякое отношение к этой линии обличений со стороны Рождера.
С точки зрения романа она хороша - автор нам показывает, что на весь этот театр вечной показухи, который для героини стал нормой жизни, можно взглянуть и так, как делает это Роджер. Роджер как всякое молодое поколение подвергает сомнению - да даже и отрицает- ценности своих родителей, то есть мы имеем архетипический конфликт "отцов и детей", но преломленный именно с учетом специфики актерской карьеры Джулии.
С другой стороны, мне немного жутковато оттого, что Джулия, долгие годы более или менее старательно исполнявшая роль заботливой матери (опять "роль", но ведь по факту все мы играем в жизни социальные роли), в итоге получает со стороны сына такое полное неприятие тех правил поведения, которые она активно исповедует - правил с лозунгом" Хорошей мины при плохой игре". Ребеночек вырос и обрел собственое мнение...
Эмоционально я тут немного раздваиваюсь:: отдавая дань этой линии в романе, я как бы считаю Роджера немного неблагодарным сыном, недостаточно ценящим все то, что в него вложили.:)


ну с точки зрения отношений родители - дети тут всегда масса вопросов. недостаточно любви или переизбыток любви. плюс артисты часто детей скидывают на родителей/ нянек - это отдельная тема. тема неблагодарности или наоборот - обоснованных претензий - это для меня в данном контексте за рамками.

меня потрясла красота метафоры. а что, если человек как личность перестал существовать - он стал набором ролей? войдешь без стука - а там - пустота. т.к. маска не надета. а была ли личность вообще? или вся личность - это та стареющая женщина, которая прогуливается по улицам, страстно желая получить подтверждение, что она еще "ого-го".


"меня потрясла красота метафоры"

Если тему "отцы и дети" за скобками оставить, то стоит признать, что да, метафора хороша. Но по сути каждый из нас как раз и является этим самым "набором социальных ролей", ведь с разными людьми мы ведеи себя по-разному - трудно поймать момент, когда личность обращена сама к себе. Человек становится "самим собой" только в каком-тр внутреннем диалоге, наверное, и в своих дневниковых записях, да и там он может начать непроизвольно кому-то подражать и рисоваться.



это та стареющая женщина, которая прогуливается по улицам, страстно желая получить подтверждение, что она еще "ого-го".

В свое время этот эпизод произвел на меня большое впечатление, но по сути это обычная попытка самоутверждения, которая может вознинкуть у человека любого пола и возраста после того, как кто-то заставит тебя усомниться в твоей привлекательности - Джулия в этом смысле как раз на удивление решительна и не откладывает воплощение своих идей "в долгий ящик". :)


Но по сути каждый из нас как раз и является этим самым "набором социальных ролей", ведь с разными людьми мы ведеи себя по-разному - трудно поймать момент, когда личность обращена сама к себе.

Отчасти да, отчасти нет.

Да, потому что мы вынуждены одевать маски, т.к. страты везде разные. Нельзя прийти на завод металлоконструкций к бригаде стропальщиков и сказать: "Коллеги, доброе утро. Ну что, пойдемте работать?", - на тебя посмотрят как на идиота, и если на три буквы не пошлют открыто, то втихаря между собой предположат наличие у тебя нетрадиционной сексуальной ориентации. Аналогично нельзя прийти в офис какой-нибудь управляющей компании в центре мегаполиса и сказать: "Здарова, мужики, ну чо, почапали работать?"

Но принципиальное отличие, что нормальный человек стремится быть самим собой. Именно отсюда растут ноги у идеи, что люди, добившись успеха, становятся какими-то плохими - излишне раздражительными, прямолинейными, капризными, бестактными - хотя они всегда такими были внутри, просто были вынуждены носить маски. В нашей культуре чуть ли не идея фикс "быть самим собой" - это чуть ли не одна из высших целей, позволять себе "быть самим собой". А здесь ровно наоборот - Джулия сознательно говорит чужими фразами. Проигрывает созданные другими, чужими людьми, роли.

Мы же даже маски себе сами придумываем, сами придумываем словесные конструкции, мимику - пусть это маски, но это наши маски. Это не маски, придуманные другими людьми, мы говорим нашими словами, а не придуманными другими людьми конструкциями. И пусть наша личность - это набор масок, но это набор созданных нами масок.



но по сути это обычная попытка самоутверждения, которая может вознинкуть у человека любого пола и возраста после того, как кто-то заставит тебя усомниться в твоей привлекательности

Тут опять же - насколько люди, зависящие жизненно от внимания, болезненнее воспринимают такие вещи.
Я, конечно, специально, как Джулия не прогуливался по улицам для определения своей привлекательности. Но момент такой был случайный - кто-то не обратил внимание. Сначала подумалось - вот оно, старение, раньше (условно) смотрело 3 девочки, сейчас посмотрела только 1 (условно) - вроде как повод расстроиться. А затем задал себе вопрос - а что мне это давало раньше? Ничего мне это не давало. С этого момента стало ни холодно ни жарко от таких нюансов.


В нашей культуре чуть ли не идея фикс "быть самим собой" - это чуть ли не одна из высших целей, позволять себе "быть самим собой".

Про это, кстати, довольно живописно сказано в романе "Щегол" Донны Тартт.



А здесь ровно наоборот - Джулия сознательно говорит чужими фразами. Проигрывает созданные другими, чужими людьми, роли.

Вот что мне в голову пришло - я про это - как и про многе другое - в рецензии не написала.
Все дело в том, что Джулия - женщина необычная. И необычным ее делает именно ее одержимость театром. Бывают такие люди, одержимые - они могут быть одержимы в разных областях. Так вот, у Джулии эта область одержимости - это театр. Она не ищет интрижек на стороне, она думает только про свои роли и про то, как она в них играет и как она выглядит.
Но тут вдруг из-за какого-то совершенно ущербного молокососа, для которого связь с ней просто банально повышает его социальный статус, у Джулии случается интрижка. Это выбивает ее из колеи, вносит в ее жизнь разлад. Потом она просто звереет, когда понимает, что ее переживания влияют на ее игру, и говорит себе: нафиг-нафик эту интрижку, если это влияет на качество моей игры...
В общем, что я хочу сказать: Джулия - одержима театром, она к своей обычной жизни относится только лишь как к перерыву между спектаклями и думает, какие реплик из ее репертуара можно использовать. И именно поэтому ее поступки нельзя анализировать с обычных позиций. Но вот ее сын - кстати, абсолютно ничем не примечательный юноша- не слишком-то понимает, с каким необычным человеком он общается в лице своей матери , и он говорит в ее сторону нечто вроде бы очень необычное красивое - про пустую комнату и т.д. Но ей по большому счету на это пофиг - ей просто не хочется попасть наедине с ним в глупое положение (ей вообще тягостно быть с ним наедине, потому что он на редкость скучен в общении). Вот и все описание этого разговора: сын вообще не понимает, какая у него мать, и подходит к ней с обычными мерками.



Я, конечно, специально, как Джулия не прогуливался по улицам для определения своей привлекательности. Но момент такой был случайный - кто-то не обратил внимание. Сначала подумалось - вот оно, старение

Вот в современной женской литературе, которую я много читаю - в основном женские триллеры - постоянно идет тема, что женщины лет с 40 начинают переживать, что мужчины на улице перестали их окликать и всякие шутки в их сторону отпускать, даже если они в короткой юбке идут или в чем-то обтягивающем- то есть делать как раз то, от чего женшины, кстати, раньше чуть ли не страдали. Так что тема это довольно банальна.
Конечно, все от восприятия зависит. У мужчин тоже "кризис среднего возраста" на эту тему.


Ваша позиция понятна. Джулия – гениальная актриса, и ей все все должны прощать. Любовник – чмо, сын – дебил.

Ну что ж, такая позиция тоже имеет право на существование.


Ребеночек вырос и обрел собственое мнение...

может быть, загвоздка для вас в этом. ребенок - это отдельный, пусть пока и маленький, человек. он только частично связан с матерью, но может и вообще не унаследовать материнских черт, от слова совсем.