Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июля 2022 г. 14:57

1K

4.5 Я тебя никогда не забуду...

Продолжая свой летний круиз, я пересел с корабля на поезд, надеясь сойти где-нибудь на дальней станции, где трава по пояс. Так я и оказался в захолустном румынском городке первой половины прошлого века. Не скажу, что тут было много травы, все же, какая-никакая, а Европа, но вот страсти здесь на моих глазах разыгрались нешуточные.

Да и на ваших глазах они тоже разыгрывались, и надеюсь, не раз, если вы смотрели и пересматривали замечательный фильм Михаила Козакова, снятый по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна "Безымянная звезда". Помните это созвездие, ну, раз речь о звездах, актерских имен - Игорь Косталевский, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Михаил Светин, Григорий Лямпе...

Ладно, к фильму мы еще вернемся, а пока поговорим о пьесе. Главной мыслью произведения воспринимается финальная фраза, произнесенная главным героем: "Ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути". Многие рецензенты выносят эту фразу в заголовок. Да, безусловно, Себастьян хотел показать что судьба каждого человека движется по своей собственной орбите, и сойти с неё она может только в результате какой-то глобальной для этого человека катастрофы. Поэтому чувства чувствами, а законы движения планет, читай - человеческих судеб, незыблемы.

Между прочим, с таким подходом смыкается, как ни странно, учение о карме, ведь карма - это тоже некая предопределенная орбита, ведущая человека по тропам его собственной вселенной. Вот и герои пьесы, пережив максимальный чувственный взлёт, вернулись каждый на свою орбиту, и продолжили заданное движение - катастрофа не произошла.

Ну как же можно так говорить, ведь речь шла о чистой и светлой любви, вспыхнувшей между двумя людьми, пусть и случайными. А вот, можно! Всё дело и есть в том, что люди случайные, друг другу совершенно не подходящие. Читательницы сетуют, что финал печальный, сказка не состоялась. Так ведь она и не могла состояться. На сколько бы хватило столичной "штучки" Моны для жизни в этом захолустье? Даже, если бы она очень любила Мирою, всё равно бытовое раздражение, а это самое страшное раздражение из всех, копилось бы, и очень скоро (вспомните Бегбедера с его тремя годами) вылилось бы в еще большую трагедию, чем та, которую пришлось пережить героям при расставании.

Да и Мирою, скорее всего, тяготился бы своею несостоятельностью, а потом вспомните, чем заканчивается пьеса - он фанатично погружается в работу, и уже через несколько минут для него перестают существовать реалии этого мира, кроме далеких звезд и галактик. Он бы не смог уделять работе столько сил, сколько требовала его страсть к науке, Мона бы требовала постоянного внимания к себе, устраивая всё новые и новые разборки. Очень быстро их рай превратился бы в ад, из которого оба захотели бы сбежать.

Они вовремя расстались, и это спасло их чувства, которые, окрашенные светлой грустью и легкой болью, будут жить в их душах всегда - это самый лучший исход в их ситуации. Может показаться, что за благополучность такого исхода возлюбленные обязаны холодному цинику Григу, который с хирургической безжалостностью пытался показать Моне её истинную сущность. Кстати, в этой сцене он чем-то напоминает Ипполита из "Иронии судьбы", когда тот пророчит грядущее разочарование Жене и Наде.

Но нет, Григ был убедителен, но не он убедил Мону, её убедила главная поборница провинциальной благопристойности - мадам Куку. Когда Мона увидела в Куку свое будущее, если она останется здесь навсегда, она действительно пришла в ужас, и все сомнения у неё сразу улетучились, Мона поняла всё и сразу...

Надо сказать, что герои в пьесе все довольно понятливые, Мирою тоже всё понял, понял, потому и изрек ту самую финальную фразу - полёт звезд по заданным орбитам продолжился.

Еще одна тема, остро заявленная в пьесе, это столкновение столичного мира и мира провинции. В принципе, из-за страха перед этой провинциальной обреченностью Мона и сбежала. Но вот снова я хотел бы вернуться к теме, заявленной в моей предыдущей рецензии на "Страну слепых" Уэллса, я ведь и вспомнил о том рассказе именно когда стал читать "Безымянную звезду". Ведь, провинциальная жизнь максимально зарегламентирована местным общественным договором, налагая порою немыслимые по своей тяжести оковы на обреченных обывателей.

Здесь речь может идти только о внутренней свободе, потому что во внешней сфере противостоять мадам Куку и ей подобным, просто невозможно, и кое-кто из жителей городка - учителя Мирою и Утря - живут как бы в двух измерениях, доказывая своим примером, что истинное "захолустье" может поселиться в душе только опустившегося, отказавшегося от творческих проявлений человека. А таких, кстати, и в столицах полно...

Заканчивая, снова возвращаюсь к фильму Козакова. Из всех его режиссерских работ эта мне нравится больше других, даже больше "Покровских ворот". И, как мне кажется, как режиссер Козаков служит неким мостиком между такими мастерами как Эльдар Рязанов и Марк Захаров. Есть в творчестве Козакова что-то, что объединяет двух таких разных художников, от Рязанова - высочайшее требование к актерской игре и бережная передача нюансов чувств героев, а от Захарова - романтическая атмосфера, окутанная некой мистической аурой.

В завершение предлагаю послушать романс в исполнении Дмитрия Прянова, наложенный на нарезку кадров из фильма.

o-l.jpg
02:54

Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света"

Комментарии


Блистательная рецензия, Сергей! Мне тоже у Козакова этот фильм больше других нравится - и прежде всего именно какой-то особенной атмосферой.


Спасибо
Рад вниманию )


Никогда не смотрел этот фильм.
Пиши ещё о свободе и советских фильмах!
Получается очень интересно.
Какая следующая остановка?


У Грэцыи усё есть! )))


Да уж! Выбор авторов побольше, чем в Нигере или Узбекистане :)


Кино хорошее