Больше рецензий

16 июля 2022 г. 22:43

39

3.5 Весьма культурная дикарка с элегантностью ежика

Ох и тяжелая у меня получилась история с чтением данной книги... Это были чистой воды "американские горки" — ничего не прояснившая аннотация; легкий слог писателя, который, тем не менее, нисколько не цеплял; путаница в героях и максимально сомнительные высказывания, которые так и отталкивали продолжать знакомство с книгой... Тяжелая первая часть, и некоторая реабилитация в лице второй. Честно, я долгое время сомневалась по поводу оценки романа, потому что:

1) лично меня не особо зацепила большая часть книги и сюжет, читалось максимально нудно и без энтузиазма, а мысли типа "животные — всего лишь декор, абсолютно не разумные существа, с которыми разговаривают только недалекие хозяева" вызвали полнейшее негодование и желание закрыть книгу. Чисто по таким впечатлениям я бы не поставила оценку выше 3;

2) с другой стороны, вижу, за что именно эта книга интересна филологам и лингвистам. В книге много моментов с игрой слов (или дефектами речи: Мануэла — настоящая кладезь для отдельного лингвистического исследования), упоминаний других сюжетов (на протяжении всей книги нитью проходит легко читаемая любовь писательницы к Толстому и, в частности, его роману "Анна Каренина"; упоминается много кинокартин, сюжет "Дидона и Энеи", даже строчки из песни Eminem'а в оригинале). С этой точки зрения, надо ставить не ниже 4.

Соответственно, получаем среднее арифметическое, возможно, не слишком утешительное и позитивное. Но, тем не менее, есть и хорошие моменты в книге. Во-первых, на самом деле интересно, что 3 разных героя — консьержка 54 лет Рене (она же Мадам Мишель), 12-летняя девочка (умная не по годам, ее родители — депутат и доктор филологических наук, сестра — студентка философского факультета, однако все они уступают ей по интеллекту) и снявший в этом же доме квартиру японец Какуро Одзу — и правда находят "точки соприкосновения". Спойлерить не буду, тем более, что это связано также с финалом книги.

Во-вторых: финал — это что-то! Как любитель непредсказуемых финалов и совсем не хэппи-эндов, данную концовку я оценила. Последние страницы прочла не то что на одном дыхании, а практически без него! Было опасение, что все близится к весьма и весьма типичному финалу и закатыванию глаз, но автор действительно гениально подвела историю к концу. Мы наблюдаем за развитием главных героев и убеждаемся, что они были нужны друг другу: один персонаж наконец-то перестал прятаться от других и услышал слова, в которых нуждался несколько лет; второй персонаж смог изменить решение о накладывании на себя рук и прийти к правильным мыслям; третий... третьего очень и очень жалко, персонаж хороший.

Ну и, конечно, в самом тексте очень много интересных отступлений от темы, в которых кроится символизм (например, летний дождь, выступающий символом перемен у главной героини). Интересна структура романа: в нем "запрятаны" повествования происходящего от лиц двух героев (было бы еще интересней, если бы автор ввела дневниковые записи и от лица третьего персонажа) — основные главы от лица консьержки и главы под названием "Глубокая мысль №..." (всего их 16) и "Дневник всемирного движения" от лица маленькой девочки.