Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2022 г. 17:32

3K

5 «Почему бы не убить их всех?»

Себастьян Хафнер - журналист, историк и немецкий антифашист - написал познавательную книгу, которая может быть интересна широкому кругу читателей.
О серьёзности работы говорит тот факт, что многие предложенные в ней тезисы подтверждают современные исследования того периода. Вместе с тем, некоторые теории автора дискуссионны.

Автор акцентирует, как непросто отделить деяния Гитлера от его вездесущей репутации и как важно это сделать, чтобы постараться дать адекватную оценку правлению кровавого диктатора XX века.
Гитлер, по Хафнеру, обладал неплохо развитым политическим инстинктом, но никогда не был государственным деятелем. В нём сочетались политик-«программатик» и политик-прагматик. Первый в большинстве случаев задавливал второго. Инстинкт серийного убийцы толкал Гитлера к совершению роковых ошибок, которые в конце концов привели Германию к катастрофе.
Его жажда убийств была сильнее, чем его неплохие способности к политическому расчету.

К финалу мировой бойни потребность убивать, возможно, обратилась против самих немцев, которые проиграли в борьбе за мировое господство. То есть показали себя слабыми и недостойными в глазах фюрера.
Это всего лишь гипотеза, но Хафнер убедительно её развивает и приводит аргументы. В частности, он цитирует следующее высказывание Гитлера:

Оба [иностранные дипломаты] по горячим следам записали: «Если немецкий народ не столь силен и беззаветен, чтобы проливать кровь за свое существование, – сказал Гитлер, – я хладнокровно (eiskalt) приму тот факт, что он должен исчезнуть, должен быть уничтожен другой, более мощной силой. В этом случае я не пролью по немцам ни слезинки». Зловещие слова. В 1945 году Гитлер действительно отдал приказ взрывать и уничтожать все, что еще было цело в Германии, чем лишал немцев последнего шанса на выживание, то есть карал немцев за то, что они оказались не способны к завоеванию мира.

Автор отдельно останавливается на успехах гитлеровской Германии в первые годы, на просчётах, начавших отчётливо проступать после 1941 года, и на преступлениях режима.

Успехи воспринимались многими как «чудо». Хотя предпосылки для экономического роста были заложены до обретения национал-социалистами власти, при Гитлере был претворён в жизнь ряд успешных инициатив. Разумеется, отвечали за них компетентные люди, а вовсе не Гитлер, который был известен своим дилетантизмом. Однако, как считает Хафнер, роль фюрера не стоит недооценивать. Именно он поддержал эти инициативы и тех, кто их предлагал. Немаловажна поддержка Гитлером инноваций в армии. Так, именно фюрер, вопреки мнению консервативно настроенных военных специалистов, настоял на создании компактных, самостоятельно действующих танковых армий.
Эти новые военные соединения «в первые два года войны показали себя орудием, решающим исход сражений».
Это выгодно отличало вермахт от вооруженных сил Англии и Франции, где подобные реформы не были проведены.

Автор утверждает, что Гитлер, как правило, побеждал слабых и, в силу разных причин, не желающих по-настоящему сопротивляться противников. Такими являлись поздняя Веймарская республика, преданная теми, кто должен был её защищать, версальский мировой порядок, доказавший свою беспомощность перед лицом вызовов, и Франция 1940 года.

Цитата
Гитлеровские успехи не были добыты в борьбе с сильнейшим или по крайней мере упорным противником: и Веймарская республика конца двадцатых годов, и Англия 1940 года оказались слишком сильны для него. Ему никогда не хватало маневренности и гибкости, благодаря которым более слабый может запутать более сильного и победить его: в борьбе против союзной коалиции 1942–1945 годов ему ни разу не пришла в голову мысль использовать внутренние противоречия союзников; наоборот, Гитлер больше всех сделал, чтобы эта во многих отношениях противоестественная военная коалиция Запада и Востока состоялась; со слепым упрямством он укреплял то, что с самого начала трещало по швам.
свернуть

Гитлер мыслил в категориях собственной биографии и личного времени. Он не представлял будущего страны без него. В этом, как и почти во всём, «великий разрушитель» в итоге просчитался.
Отсюда стремление вождя германского рейха успеть воплотить в жизнь все свои цели за тот короткий промежуток, что ему отпущен. Такой подход исключал возможность появления каких-то преемников, что само по себе губительно для государственной идеи.

Цитата
Партия была для Гитлера только инструментом его личной власти; никакого политбюро у этой партии не было, а у этого императора не было никаких кронпринцев. Он отказывался думать о том, что будет после его смерти и совершенно об этом не заботился. Все должно было совершиться при нем и через него.
свернуть

Гитлер успешно работал над разрушением немецкого государства. Классическое определение, данное Максом Вебером, характеризует государство как институт, стремящийся монополизировать легитимное насилие и тем самым минимизировать насилие в обществе.
Для Гитлера государство было лишь средством для достижения целей, главным образом военных.

Цитата
Между тем отличия национал-социализма Гитлера от классического фашизма Муссолини куда весомей: в рейхе не было монархии, предоставляющей возможность отставки диктатора, не было твердой иерархии в партии и государстве, никакой конституции (даже фашистской!), не было реального союза с историческими высшими классами, меньше всего – помощи им.
свернуть

Агрессивная война также в представлении диктатора была только средством достижения собственных задач, а именно расового очищения и господства «наиболее расово пригодных» .
Поэтому, как отмечает Хафнер, он был неспособен остановиться на достигнутом.

Волюнтаризм и подход в духе «всё или ничего» были присущи Гитлеру как в период его удач, так и во время катастрофических поражений.
Во многих отношениях фюрер оставался удивительно последовательным. Менялся не он, менялись внешние обстоятельства.
Такое допущение позволяет Хафнеру объяснить некоторые очевидные ошибки Гитлера, приближавшие тотальное поражение. К таким, казалось, иррациональным поступкам относится объявление войны Америке, саботаж всех попыток заключить перемирие или последнее обречённое на провал наступление в Арденнах. Однако если принять на веру тезис Хафнера, алогичное приобретает некий зловещий смысл, под стать серийному маньяку (об этой черте Гитлера автор пишет отдельно, разбирая его преступления). Потеряв надежду в 1941-1942 годах на победу, Гитлеру не нужно было заключение мира на каких-то компромиссных условиях. Насколько это было возможно - вопрос другой, но фюрер делал всё, чтобы эти возможности отрезать.
Когда Гитлер решил, что мировое господство от рейха ускользнуло, он с присущей ему энергией одержимого сосредоточился на другой своей убийственной цели.

Но он все еще воевал. Время ему было для чего-то нужно. Для чего? У Гитлера были две цели: господство Германии над миром и уничтожение евреев. Первую он проиграл. Теперь он сконцентрировался на второй. В то время как немецкие армии вели кровопролитные и напрасные затяжные бои, день за днем в лагеря смерти катились составы с людьми, предназначенными на убой. В январе 1942 года «окончательное решение еврейского вопроса» было поставлено на повестку дня.

Говоря о преступлениях Гитлера, Хафнер фокусируется на том, что отличало Гитлера от других жестоких тиранов и завоевателей.

Цитата
Гитлер был жесток не только как властитель и завоеватель. Особенность Гитлера состояла в том, что он убивал тогда и в таких невообразимых масштабах, когда никакая государственная необходимость не давала ему не то что основания, но и малейшего повода для этих убийств. Мало того, иногда массовые убийства шли вразрез с его военно-политическими интересами.
свернуть

Гитлер, по мнению Хафнера, по своим родовым характеристикам не похож на правого политика. Он ближе к крайнему левому спектру.

Цитата
«Что нам необходимо, – говорил Гитлер Раушнинг, – это обобществление банков и фабрик. Но это ничего не значит, если я не приучу людей к дисциплине, из которой они уже не смогут вырваться. Мы обобществим людей». Это социалистическая сторона гитлеровского национал-социализма.

свернуть

Автор справедливо, по моему мнению, критикует попытки преуменьшить роль личного элемента в историко-политических процессах. В этой связи можно упомянуть чрезмерное стремление отыскивать закономерности в социально-экономическом развитии, найти объяснение всем хаотичным элементам и процессам.
«Для серьезного историка невозможно утверждать, будто без Гитлера история XX века была бы такой, какой она была. Конечно, нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что без Гитлера Вторая мировая война вовсе не началась бы; но совершенно очевидно, что без Гитлера она, если бы и началась, была бы совсем другой – вполне возможно, с другими альянсами, фронтами и результатами».
Как мы знаем, мир после Гитлера оказался во многом противоположностью тому, что он замышлял. Он, а точнее, его ошибки и поражения, ускорили многие медленно развивающиеся процессы, среди которых деколонизация, изменение статуса Европы, создание государства Израиль.

Правда, следует сказать, что и Хафнер в поисках побудительных мотивов, двигавших Гитлером, возможно, местами излишне рационализирует самоубийственное поведение фюрера. Однако финальное решение Гитлера кажется вполне закономерным. Он демонстрировал готовность к самоубийству и в прежние годы.

В заключение отмечу, что, несмотря на небольшой объём, работа насыщена информацией. Вложенные в чтение время и усилия окупаются на 150%.

#Нон-фикшн 2022

Комментарии


Не часто читаю на такую тему, но рецензия настолько интересная, что захотелось всё бросить и тоже ознакомиться с книгой. Спасибо.


Спасибо, что прочитали.
Книга мне показалась познавательной и доступно написанной. То, что некоторые тезисы автора спорные, совсем не мешает.


Для серьезного историка невозможно утверждать

но ведь сам Хафнер к серьезным историкам не относится?Я так понимаю,он скорее журналист, с юридическим образованием, который в том числе писал об истории.

Я тоже начинала читать эту книгу, думаю потом вернутся и дочитать, уж больно у него необычные идеи.

Ника, как тебе его мысль,что для того, чтобы был мир на земле, необходимо, чтобы одна страна завоевала всех? (надеюсь,я верно его поняла,надо бы найти точную цитату) Или что неправильно обвинять фашистов,что они нарушили мир, потому что раз страны не могут отказаться от войн,то это лицемерие судить за преступление против мира.


но ведь сам Хафнер к серьезным историкам не относится?

это тот, со страшными глазами??!!
Может и правда почитать его :)


со страшными глазами??!!

))

Женя, эта книга небольшая, но ты можешь прочесть расширенное предисловие Елисеева и получить некоторое представление о работе автора. Я его только очень бегло просмотрела, но, насколько поняла, там приводятся выдержки из самой книги.


Я бы почитал предисловие к предисловию Елисеева :)


Ну, как знаешь)


он скорее журналист, с юридическим образованием, который в том числе писал об истории.

Я думаю, что в данном случае ключевой момент заключается не в наличии конкретного диплома или учёной степени, а в качестве работ на тему истории, насколько там присутствует оригинальный анализ, а не повторение известных мантр. У Хафнера, как показывает эта книга, с этим всё в порядке. Но, наверное, надо учитывать, что с тех пор исследователи открыли новые факты и породили новые трактовки (какие-то из них тоже спорные). К примеру, если я ничего не путаю, сегодня есть разные оценки упоминаемому Хафнером наступлению в Арденнах.



, думаю потом вернутся и дочитать, уж больно у него необычные идеи

Да, необычными идеями книга привлекает. С некоторыми из них я уже была знакома... сегодня они кажутся мне более правдоподобными, чем казались несколько лет назад.


Вот это место книги я имею в виду, весьма необычные размышления автора

цитата

В 1942 и 1945 годах во всем мире еще было живо сознание: гитлеровские массовые убийства не просто «военные преступления», но преступления как таковые, причем преступления невиданного прежде масштаба, цивилизационная катастрофа, которая в известном смысле начинается там, где заканчиваются «военные преступления». К сожалению, это понимание было стерто Нюрнбергским процессом «над военными преступниками» – неудачным мероприятием, о котором сегодня мало вспоминают.

У этого правосудия победителей было много недостатков: главный обвиняемый отсутствовал, поскольку сам ускользнул от земной справедливости; закон, по которому выносили приговор, был законом ad hoc]и обладал обратной силой. И самое главное: настоящие преступления Гитлера – массовое уничтожение евреев, цыган, русских, поляков, больных – были классифицированы как «преступления против человечности» и оказались побочным пунктом обвинения вместе с принудительными работами и депортациям, в то время как главным пунктом обвинения стали «преступления против мира», то есть война как таковая, и «военные преступления», определенные как «нарушения законов и обычаев войны».

Но такие нарушения в той или иной степени были допущены всеми воюющими сторонами, войну ведь вели и державы-победительницы. Поэтому можно было запросто сказать, что в Нюрнберге виновные судили виновных и обвиняемые были приговорены к смерти за то, что проиграли войну. (Британский фельдмаршал Монтгомери после Нюрнбергского процесса публично высказал именно эту мысль[
) Нюрнберг создал много путаницы. У немцев – именно у немцев, имевших все основания, для того чтобы остаться наедине со своей совестью и стыдом, – Нюрнберг породил компенсаторный менталитет, позицию, при которой каждый упрек вызывал реакцию «tu quoque» – «на себя посмотри». У держав-победительниц, во всяком случае западных, Нюрнбергский процесс оставил чувство похмелья, которое, в особенности в Англии, вылилось в абсурднейшие попытки реабилитировать Гитлера.
...
Начнем с «преступлений против мира». На Нюрнбергском процессе в первый и в последний раз война как таковая, во всяком случае запланированная и агрессивная война, была названа преступлением. Раздавались голоса, утверждавшие, что «преступление против мира» – важнейший пункт обвинения, который включает в себя остальные пункты. Отнесение войны к области криминального права приветствовалось как эпохальное достижение человечества. Эти голоса сегодня поутихли. Война и убийство, как ни легко их отождествить, все-таки разные вещи. Это вполне можно продемонстрировать на примере Гитлера.
...
С той поры развитие оружия массового поражения только усилило всеобщий страх войны. Тем не менее он не отменяет ее возможность. Способ избежать войн еще не найден. Объявить ее преступлением, как это было сделано в Нюрнберге, очевидно, оказалось недостаточно.

Это доказывают многочисленные войны, которые с тех пор шли и идут. Это доказывают чудовищные суммы и невероятные трудовые мощности, которые те же самые державы, что в Нюрнберге объявили войну преступлением, тратят на подготовку к войне. Они не могут поступать иначе, поскольку знают, что война возможна в любой момент и может оказаться при тех или иных обстоятельствах просто неизбежной.

Уже перед Второй мировой бо́льшая часть государств, принявших в ней участие, подписала пакт Келлога– торжественный отказ от любых войн, а после 1945 года такого рода отказы вошли в обиход международных конвенций, от документов ООН до Хельсинкского договора. Однако все правительства знают, что всерьез такие отказы никем не воспринимаются, потому и ведут себя соответствующим образом. Из-за этого никто не станет объявлять все правительства мира преступниками. Объявить неприятное, но неизбежное преступным – малопродуктивно. С тем же успехом можно объявить преступлением мочеиспускание и дефекацию.

Самый поверхностный взгляд на мировую историю, как догитлеровскую, так и послегитлеровскую, учит, что войны так же невозможно удалить из межгосударственной системы, как дефекацию и мочеиспускание – из биологической системы человеческого тела; требуется небольшое мыслительное усилие, чтобы понять, почему это так. Войны ведутся между государствами; они вписаны, встроены в систему государств, потому что (и до тех пор, пока) государства обладают монополией на власть и насилие. Монополия на насилие неотъемлема от государства; это необходимое условие, для того чтобы внутренние групповые и классовые конфликты между его гражданами решались ненасильственно. Но эта же монополия приводит к тому, что конфликты между государствами, коль скоро они доходят до высшей точки, могут быть решены только войной. Дело обстояло бы иначе, если бы над государствами существовала еще одна высшая инстанция власти и насилия: единственное, охватившее всю Землю универсальное государство, которое служит посредником между составляющими его государствами, как федеративное государство служит посредником между составляющими его землями. Но ведь такое мировое государство и есть мечта всех великих завоевателей, воплощенная в основанных ими империях, правда, так ни разу и не достигнутая. Пока политический мир состоит из множества суверенных государств, шиллеровские строки останутся истиной:

Война ужасна,
Как божий бич, но, так же как и он,
Небесное она определенье

Отнести войну к области криминального права так, как это пытались сделать в Нюрнберге, означает сделать ее еще ужаснее, ведь тогда проигрывающие будут вынуждены сражаться не до победы или поражения, но до смерти.

Разумеется, можно возразить: в Нюрнберге была объявлена преступлением отнюдь не каждая война, но только захватническая или агрессивная. То, что Гитлер вел именно такую войну, по меньшей мере на востоке Европы, никем не оспаривается. В отличие от Первой мировой, во Второй мировой даже вопрос не встает о «виновнике войны». Гитлер планировал эту войну, хотел ее и вел с двумя целями: ближайшей – великогерманский рейх, и дальней – мировое господство.

Но даже это не может быть признано преступлением сейчас, когда общим мнением стало, что войны должны быть искоренены, поскольку при нынешним развитии военной техники они могут поставить под угрозу жизнь самого человечества.

Ведь если войны неизбежны в мире суверенных государств и если они в наш технический век оказываются смертельно опасны для всего человечества, то по логике на повестку дня человечества ставится «war to end war», война за окончание всех войн. Как было сказано, единственным средством устранить войны является мировое государство, а к мировому государству, кажется, нет иного пути, кроме как война за мировое господство. По крайней мере, исторический опыт другого пути нам не указывает.

То, что организации вроде Лиги Наций или ООН не могут устранить войну из международного обихода, сегодня очевидно всем. С другой стороны, самый прочный и самый длительный период мирного существования Европы, который нам известен, Pax Romana первых четырех веков нашей эры, был периодом целой серии римских завоевательных войн, и только в связи с этими войнами был возможен. Imperium Romanum и Pax Romana в сущности синонимичны. Приведем другой, более мелкий, но по времени более близкий пример: между государствами раздробленной Германии столетьями шли войны, среди них очень длительные и разорительные, такие, например, как Тридцатилетняя война, и шли они до тех пор, пока Бисмарк не объединил Германию – объединил войной. А как обстоят дела с самой Второй мировой? Разве в конце концов не стала эта война, вольно или невольно, сознательно или стихийно, для двух ее участников, России и Америки, войной завоевательной, войной за создание империй? Разве НАТО или Варшавский договор, по сути дела, не являются империями, американской – с одной стороны, советской – с другой? И разве не боролись две эти империи в холодной войне за мировое господство, пока эта война не задохнулась в условиях «атомного пата»? И разве не следует признать, что русская и американская зоны господства, сложившиеся в результате Второй мировой, единственные регионы на планете, где царит прочный мир? Звучит парадоксально и кощунственно, но все успешные завоеватели и основатели мировых империй сделали для мира больше, чем все бумажные декларации, торжественно запрещавшие войны. Нет, преступление Гитлера не в том, что он пытался подражать этим завоевателям, или, если взглянуть на ситуацию по-другому, не в том, что он безуспешно пытался совершить то, что совершили его американские и русские победители, которых он к этому свершению, сам того не желая, и подтолкнул.

свернуть

Или может я не верно поняла автора?


Сложные вопросы, Галя. И отрывки, которые ты процитировала, сложные и, как мне кажется, важные.
Думаю, понимание о цивилизационной катастрофе не было стёрто Нюрнбергским процессом и впоследствии. Доказательством тому могут служить и эта книга, и та роль, которую Вторая мировая играет в массовом сознании, определённой его части... и сам образ Гитлера как эталона зла для многих.
При этом многое ещё не до конца изучено, источники не введены в научный оборот. Иногда клише заслоняют реальность, не говоря об использовании тех страшных трагических событий в целях современной пропаганды...



Но такие нарушения в той или иной степени были допущены всеми воюющими сторонами, войну ведь вели и державы-победительницы.

Ну, насколько я знаю, по крайней мере некоторые исследователи, работающие в условиях, где им прямо не указывают, что можно говорить, а что нельзя, отмечают, что война была выиграна жестокой коалицией держав. Далее, развивают эту тему, приводят факты.
Наверное, надо отметить, что для многих - это память семьи, дорогие воспоминания... но мне кажется, это не значит, что нужно уходить в мифотворчество. Понимание, что правда многогранная и пёстрая, не отменяет человеческого подвига, не уменьшает его.



а к мировому государству, кажется, нет иного пути, кроме как война за мировое господство. По крайней мере, исторический опыт другого пути нам не указывает.

Я тоже обратила внимание на эту идею Хафнера. Возможно, сегодня её бы переакцентировали на экономическую интеграцию, но это, к сожалению, не панацея... ( Думаю, можно с относительной уверенностью сказать, что исторический опыт показывает, что долгосрочное мировое господство недостижимо (если рассматривать Новое время, уж точно) и захватническая война с такого рода целями до добра обычно не доводит.


Конечно сложные, просто очень необычно,даже цинично, это прозвучало. И отличается от того,что я ранее встречала. Поэтому я, хоть и вроде попрощалась с автором,думаю все же дочитать эту книгу. А ты другие его книги не планируешь читать?


Возможно, лёгкий цинизм присущ автору, но мне это не мешало. Хотя именно эта идея про установление мирового господства кажется весьма сомнительной. Но я почувствовала в ней и горькую иронию - мол, человечество не учится на уроках прошлого и войны не прекращаются.



,думаю все же дочитать эту книгу.

Надеюсь, книга тебя в конце не разочарует.



А ты другие его книги не планируешь читать?

Пока точно не планирую... У тебя, кажется, была рецензия на его "Германия. Джекил и Хайд". Может быть, посмотрю её.


В этом случае я не пролью по немцам ни слезинки

действительно кошмар!


Эту же цитату приводит Снайдер в своей Timothy Snyder - Black Earth: The Holocaust as History and Warning.

спойлер
If the German people is not strong enough and devoted enough to give its blood for its existence, let it go and be destroyed by another, stronger man. I shall not shed tears for the German people.
свернуть

Ну, то, что два человека, которые не находились в это время возле Гитлера, приводят одну и ту же цитату, говорит только о том, что они пользовались одним источником.


приводят одну и ту же цитату, говорит только о том, что они пользовались одним источником.

Разумеется. Я её и у других авторов встречала... Просто здесь совпало - я подбирала цитаты для рецензии и в этот момент увидела её в другой книге.


Аа, извини, я сглупил. Я думал, ты так доказываешь подлинность. Ещё удивился :)


Это я нечётко выразилась) Mea culpa)


Инстинкт серийного убийцы толкал Гитлера к совершению роковых ошибок, которые в конце концов привели Германию к катастрофе.

Возможно, парадокс патологической страсти к разрушению в том и заключается, что в конечном итоге разрушитель уничтожает не только объявленных врагами невинных людей, но и своё же окружение, а также самого себя. Видимо, попробовав вкус безграничной власти и пролитой другими крови, остановиться уже невозможно, так как тормоза окончательно выходят из строя.



Как мы знаем, мир после Гитлера оказался во многом противоположностью тому, что он замышлял.

Да уж. Фантазии о величии и всемогуществе сыграли с ним злую шутку.

Спасибо за познавательную рецензию, Ника! )


попробовав вкус безграничной власти и пролитой другими крови, остановиться уже невозможно, так как тормоза окончательно выходят из строя.

Видимо, так. Зло порождает зло, потом ещё большее зло... и начинает угрожать уже самому разрушителю...

Людмила, спасибо, что уделила время!)


Ваши рецензии сейчас прям до дрожи.
Спасибо.


Вам спасибо, что прочитали, Мила.


Мне всегда в удовольствие вас читать.


Заголовок сразу оглушает... Это из книги цитата?



потребность убивать, возможно, обратилась против самих немцев, которые проиграли в борьбе за мировое господство.

Логика маньяка.. Теперь я лучше понимаю, о каких гипотезах этого автора ты говорила.



Гитлер успешно работал над разрушением немецкого государства.

Помню из твоей предыдущей рецензии, что Хафнер уехал из Германии до начала войны. Да?

Спасибо тебе за рецензию, Ника. Забрала в избранное.

Единственный момент, что-то я не уверена (по цитатам),что книга так уж доступно написана. Но раз ты так говоришь...


Это из книги цитата?

Не дословная... но она описывает суть, притом под "их" можно поставить кого угодно(
Кристин, ты права, заголовок требует некоторого объяснения. Эту фразу "почему бы не..." приписывают французскому королю Карлу IX. Якобы он сказал это во время Варфоломеевской ночи. Сегодня её иногда используют, когда говорят о геноциде или подобных намерениях.

спойлер
Есть даже книга с соответствующим названием Why Not Kill Them All?: The Logic and Prevention of Mass Political Murder
свернуть
Логика маньяка

Да... миру тогда ещё повезло, что у человека с такой вот логикой не было оружия, способного уничтожить значительную часть человечества.


Хафнер уехал из Германии до начала войны

Всё так. Успел вовремя уехать.


что книга так уж доступно написана.

Это, конечно, только моё субъективное мнение) Но скажу на всякий случай, что к русскоязычному изданию книги есть комментарии. Я их не смотрела, но думаю, какие-то моменты они проясняют и поясняют.

Кристина, тебе спасибо за внимание и интерес!


приписывают французскому королю Карлу IX. Якобы он сказал это во время Варфоломеевской ночи.

Да уж. Мне всегда было немного жаль этого короля. Не в плане оправданий Варфоломеевской ночи (нет конечно), но мне кажется, что другие за него приняли решение... а фраза осталась в истории.


а фраза осталась в истории

... притом, что он, возможно, эту фразу и не произносил. Ну, так уж вышло, история, а точнее люди, выхватывает из контекста.


Пока читала тебя, Ника, думала о том, что настолько Гитлер черная фигура, беспросветная, что я не могу позволить себе представить, каких бы светлых, фантастических высот он со своим способности мог достичь, если бы с той же ужасающей силой направил энергию в сторону света и помощи.


Да, я тоже не могу себе представить такую альтернативную историю... после всего, что мы знаем сегодня. Автор книги это понимает. Поэтому Хафнер несколько раз отмечает, что непросто говорить об определённых начальных успехах гитлеровского режима. Но без этого не понять общественные настроения и то, что эти успехи выбили почву из-под ног у многих немцев - недовольных нацистами.

Алёна, спасибо, что прочитала эту мрачную рецензию.


Да, ясно, что изнчально немцы попали в эту ловушку...Всегда участь немцев в фашисткой германии мне казалась в некотором смысле еще более тяжелой, чем у советских людей. СССР защищался, в большей степени в советские граждане были на одной стороне, а вот немцы...Эта ужасная пропасть между близкими людьми, когда все по разные стороны баррикад. Когда ты не можешь идти воевать, но и выбор не всегда есть. Это же меня всегда цепляло в фашисткой Италии. Коммунисты, партизаны, ребята, которые на свой страх и риск сбегали в леса, чтбы избежать призыва. А те, кто все же погибал, нехотя защищая режим, даже героями после своей смерти считаться не могли. Что чувстовали матери, братья, сестры итд. Это ужасно


Эта ужасная пропасть между близкими людьми, когда все по разные стороны баррикад.

Такого ужаса никому не пожелаешь...



но и выбор не всегда есть.

Страшно, когда люди оказываются поставлены в такие обстоятельства. А выбор иногда - между молотом и наковальней.


Увы..

P.S. забыла написать, что без труда прочитала твою рецензию, пусть её настроение и соответствует информации, заложенной в ней. Так что это тебе  спасибо)


Все или ничего... нельзя так в политике.
Как всегда, интересно)


Нельзя... пагубный принцип.

Спасибо за отклик)