Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 августа 2013 г. 21:01

566

4

Я очень люблю книги Сарамаго. Мне случалось из-за этого пропустить остановку в транспорте и однажды даже уйти с пары в университете. Это так, маленький дисклеймер, чтобы никто не принял оценку слишком всерьёз. Потому как книжка далеко не самое лучшее в творчестве автора и, если уж на чистоту, не тянет на ту оценку, что я ей поставил. Так что всё, что ниже, написано сквозь призму фанатского восприятия.

Итак, что же мы имеем? Во-первых, фирменный синтаксис и строй фраз, намеренное игнорирование всяческой "излишней" пунктуации, "утопленные" в текст диалоги, плавное сползание от собственно наратива к авторским лирическим отступлениям и обратно. Это всё характерно для Сарамаго и уже давно стало его визитной карточкой, но конкретно здесь выглядит слегка вымученным, тяжеловесным. В той же "Книге имён" те же приёмы работают несравненно лучше, именно так, как задумывалось, погружая читателя в текст.

Во-вторых, сюжет, слегка напоминающий "Слепоту". Точно так же в центре внимания Сарамаго некий мистический катаклизм, выворачивающий наизнанку привычную жизнь героев. Автору интересно посмотреть на функционирование общества и поведение людей в переломных, нетипичных ситуациях. Но опять же, здесь впечатление оказывается несколько смазанным, психологизм заменён какой-то фальшивой нарочитой иронией, создаётся впечатление не драмы, но гротескной комедии с чёрным юмором.

Впечатление в некоторой мере поправляет финал романа, где Сарамаго наконец переходит от общества вообще к конкретным персонажам. Ситуационно эта часть книги довольно проста, финал читается заранее, но эмоциональность и неподдельная доброта, присущая всем, даже самым жестоким книгам Сарамаго, играет свою роль и тут. Притом эмоциональность эта при всей своей глубине очень мягкая и аккуратная в отличие, например, от ряда авторов, которых принято обвинять в наигранной патетике и провокации читателя на жалость.

В общем, книгу я могу смело посоветовать только любителям творчества Сарамаго, которые уже прочитали многие его романы и знают, чего стоит ждать. Для первого же знакомства рискну посоветовать что-то другое, вот хотя бы "Слепоту", о которой упоминалось выше.

Комментарии


Как раз читаю сейчас Сарамаго, и "фирменный синтаксис и строй фраз" повергают в уныние, настолько не мое. Вообще, забавно - практически все написанное подходит и "Двойнику". Видимо, у Сарамаго сильная привязанность не только к стилю написания, но и к теме мистических переломных моментов.


А о чем таком может поведать "Слепота", когда есть "День триффидов"?


Сарамаго эмоциональнее Уиндема, как по мне, характеры у него сильнее. Хотя обе книги хороши.


Первой как раз читала "Перебои в смерти" и была очень-очень-очень разочарована. К Сарамаго меня теперь никакими коврижками не заманишь с его "синтаксисом" и всем прочим.


Ну, из прочитанного мной это далеко не лучшая книга. С другой стороны, в других вещах строй фраз всё тот же, но изящнее, вовсе не вымученный и тяжеловесный.


Начала читать Сарамаго именно с "Перебои в смерти", сложно, но, как говорится, можно, не огорчена. Если другие произведения его еще лучше по отзывам, то обязательно их прочту!


Попробуйте "Слепоту"))


Непременно)


Хорошая рецензия, но не могу не опровергнуть - особенно вывод (конечно, на основе личных впечатлений).
Эта книга стала дебютом Сарамаго на моей книжной полке и запала в душу сразу. Подумалось, что вот он, потенциальный новый любимый автор. Такие искусные бывают обороты (конечно, переводчика заслуга огромная), такие игры слов - прям греет душу.
А вот Слепота мне понравилась на порядок меньше. Как бы и здорово, но не настолько.

Не знаю, к чему это пишу. Возможно, чтобы немного развенчать вашу уверенность, что книгу можно советовать только уже подготовленному читателю.