Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

15 августа 2013 г. 21:05

2K

5

Меня всегда поражало в Кинге то, что он прекрасно пишет не только хорроры-страшилки, но и психологические ужасы. Есть или нет в них мистический элемент - не важно. Это кошмары повседневной жизни, социальной жизни, физической жизни. Страхи, дремлющие в глубине подсознания, нет-нет да прорывающиеся наружу робкими попытками представить и осмыслить. Если мысль не становится реальной, то вам повезло. Кинг же доводит ситуацию до предела, до накала, до наивысшей концентрации зла в отдельно взятой точке пространства, до болезненного натурализма, пока читатель не почувствует, что это сродни ковырянию в трупе. И страшно, и порой противно, и не оторваться, потому что исследуешь и себя самого, свои страхи, свою жизнь, ситуации, в которых так просто представить себя. В какие глубины безумия может низвергнуть человека столкновение с кошмаром?

На заре творческих потугов мне хотелось написать произведение о том, как над ребенком в школе издевались-издевались, а потом у него лопнуло терпение, и оказалось, что это либо не человек, либо колдун, после чего начинается кровавое мочилово. Ага, по сути автобиография, только мое кровавое мочилово хорошо закончилось, а я не люблю писать ужасы с такими тупыми финалами. И каково же было мое удивление, когда открываю я "Кэрри", начинаю читать и вижу, что Кинг опередил меня на тридцать лет.
История Кэрри печальна с самого начала. Ей не повезло родиться с геном телекинеза у матери, маниакально одержимой религией (ворожеи не оставляй в живых). Что ее могло ждать при таком раскладе? (ты греховная греховная мерзкая грязная тварь) Какая жизнь была ей уготована? (на колени на колени грешница и молись) Никаких друзей (все люди греховны), никакой личной жизни (Ева была слаба мужчины хищные звери идущие на запах), только отчаяние и страх (в чулан в чулан и молись молись о спасении об очищении очистись кровью почему же я не убила тебя при рождении). Никакой социализации, никакого знания о мире, только чужие психические отклонения. Ребенку, вынырнувшему из такого дома наружу, сложно понять, что он жил в нездоровой атмосфере и на самом деле всё не так, как рассказывали раньше.
Если присмотреться к Кэрри, то можно увидеть, что она нормальный человек, может смотреть на вещи критически, сумела даже выйти из-под авторитета матери, адекватно относится к религии, иногда красится и смотрит на парней, зарабатывает на расходы собственным трудом, нормально учится. Но это если присмотреться. А присматриваться никто не хочет.
Маленькое первобытное школьное общество с первых дней отнесло ее в касту неприкасаемых. В традиционных культурах такие люди - грязь, неодушевленные объекты, их прикосновение оскверняло всех вокруг. Вот только недоразвитым детским мозгам невозможно объяснить, что на дворе - эпоха просвещенного гуманизма, все люди равны, свобода, братство, толерантность. Над Кэрри смеются за то, что с ней сделала мать - обидней всего, когда ты сам не виноват и не можешь ничего изменить - а потому удивительно, что за все эти годы в адрес матери от Кэрри не было никаких упреков.

Главная беда Кэрри в том, что она была слишком добра. Проживя столько лет в этом аду, она практически научилась никому не доверять и каждый день встречать как испытание. И в тот момент, когда, казалось бы, всё уже было позади, учеба почти закончилась, она позволила себе маленькую слабость - она поверила другому человеку, в надежде, что хоть кому-то еще можно доверять. Позволила себе поверить в то, что может быть в безопасности. За это и поплатилась.
Верить нельзя никому, пускать в душу нельзя никого, надо переть, как танк, даже если этот танк и вымазан в дерьме. Особенно, если танк вымазан в дерьме и этот танк - ты. Один человек, может, и способен на мимолетное сострадание, но нельзя забывать, что человек этот - из уже знакомой стаи. Покажешь слабину - стая слетится и заклюет, прямо, как в дикой природе. Нельзя верить, что обидчики раскаются и будут просить прощения. Никто никогда не раскаивается, постулат "бьет - значит любит" не работает. Обидчик ненавидит свою жертву сильнее всего на свете, потому что она видела его с самой неприглядной стороны, во всей его животной жестокости, за то, что видела его слабость. Добивают всегда. К сожалению, Сью этого не знала и, желая помочь Кэрри, только подписала ей приговор.

А стая не знала, что Кэрри - телекинетик на пике активности, вот и получилась в итоге кровавая баня. А потом еще и еще. Эта книга - настоящий гимн мести. Мести во всём том ужасе и бесконтрольной ярости как она существовала от сотворения мира. Кэрри оторвалась по полной, за все годы беспросветного мрака, в который была погружена по чужой милости.
Мы с самого начала чувствуем, что закончится всё каким-то неописуемым кошмаром, Кинг закручивает саспенс до предела. Особенную роль в этом играет псевдодокументальный налет, покрывающий повествование ровным слоем: многочисленные вставки газетных статей, репортажей, цитат из книг, интервью, воспоминаний, попыток нового осмысления и исследования гена телекинеза.
События летят стремительно, читаешь не отрываясь, полный ужаса и напряжения.

Обе экранизации мне, кстати, показались довольно бледными и далекими от текста. В книге такой потрясающий визуальный ряд, что экранизировать можно дословно, со страниц же сочатся боль, кровь и ужас. А получились в итоге две истории про тощих истеричек в розовых платьях. Ну вот какого черта? Кэрри толстая, и платье у нее было красное, это же пипец символично. Поражает и то, что ко второму фильму сценарий писал сам Кинг и всё равно оставил розовое.
Если вам интересны другие фильмы на эту тему, то лучше посоветую "Финал".

Комментарии


произведение о том, как над ребенком в школе издевались-издевались, а потом у него лопнуло терпение, и оказалось, что это либо не человек, либо колдун, после чего начинается кровавое мочилово


Это же известная японская городская страшилка:)


Круто) Получается, что это какая-то глубоко заложенная в психику человека модель)


Вот, нашла:

Хикико-сан.

Настоящее имя Хикико-сан – Морисаки Химеко. Сначала она была просто славной, высокой для своего возраста девочкой. Однако над ней издевались в школе, и родители часто били ее, так что Хикико очень страдала. Особенно жестоко над ней издевались одноклассники.

Они хватали ее за руки и за ноги и таскали ее по всей школе, весело крича: «Хикико, хикико!» *от японского глагола «хиппару» - тянуть*

Один раз она так сильно ударилась головой об угол, что поранила висок и после этого несколько дней не ходила в школу. Но и дома ее мучения не прекращались – родители напивались и били ее. Несмотря на это Хикико цеплялась за мебель и отказывалась идти в школу. Она заперлась в своей комнате и перестала выходить оттуда. Поначалу родители жутко разозлились и заявили, что раз в школу она не ходит, то и кормить они ее перестанут. Однако через несколько дней они заглянули в ее комнату и увидели, что она ест жуков, и им стало стыдно. Они начали каждый день приносить ей воду и дешевые онигири.

Хикико-сан всегда любила дождь. Во время дождя она забывала о своем уродстве. Говорят, она выходит из дома в дождливые дни и ловит учеников начальной школы. Она подкрадывается к ним, пока они не видят ее из-за своего зонта, и с криком: «Ну что, я уродлива?!» хватает их за ноги и тащит по земле. И она не разжимает руки до тех пор, пока не найдет следующую жертву. Но к тому моменту от несчастного ребенка остается только кусок мяса…


и с криком: «Ну что, я уродлива?!»

Прям как Кучисаке-онна)))


Ну это же один и тот же источник и жанр)) Мне еще почему-то очень нравится Красный Плащ и ареал обитания - туалет в принципе.


И все одинаково заморочены на своей внешности)
Я помню про туалет и ступеньки было что-то, но там реально какой-то адов ад) Японцы такие японцы


Отличная рецензия. А мне, кстати, "Финал" не понравился, какой-то ненатуральный. А вот "Класс" эстонский (если со страной не ошиблась) - вот что мозги вышибает.


Спасиб)
Почему ненатуральный? Слишком много усилий они приложили или так по-глупому слились?
"Класс" даже не слышала, надо будет покачать


Класс тебя разнесёт по кочкам, гарантирую. Ну как-то да, столько усилий, чтобы в итоге доказать, что они реально неудачники. Отомстить толком не смогли. Наверное, я просто сравниваю с более сильными фильмами на эту тему.


Нормально они отомстили, большинство и этого не может)


Ну, может быть, если сравнивать. Но театрально так.


А как было бы органичней?)))
Вот этот Класс?


Да, он. Вот он кажется мне органичным. Посмотри, потом скажешь.


Окай) До встречи на мувилибе, бро)


Ага, жду. Только я там буду позорище из-за примитивного киновкуса.


Тебе придется занять очередь на звание позорища вслед за мной и еще сотней человек с аналогичными заморочками)


Согласна с satanakoga "Класс" - мощная вещь.


Еще один фильм хотят выпустить: Телекинез


ОМФГ О_О
Хотя, есичессна, Хлоя больше соответствует моим представлениям о Кэрри, чем обе предыдущие актрисы. Но если ее оставят такой же тощей, это будет окончательный и бесповоротный фейл)


И все таки Кинг скорее всего не мастер Ужаса как принято его величать, а Мастер Душ. В каждом романе если отбросить мистику и фантастическое допущение автор препарирует прежде всего человеческую душу. Роман «Кэрри» написан просто идеально с точки зрения построения сюжета, динамики и его развязки. Хотя кульминация не такая сильная какой ждешь, но в том то и дело, что автор смог передать чувства Кэрри, которые просто пылали гневом, обидой и местью до такой степени, что уже начинали вызывать отвращение. Кинг с мастерством хирурга вскрывает самые мерзкие участки человеческой сути и извлекает их на свет, демонстрируя читателю. И читая его роман понимаешь, что самое страшное в этом мире — это человек. Преклоняюсь перед талантом мистера Кинга.


Согласна) Не просто страшные ситуации, а внутренние страхи человека