Больше рецензий

nEznaikaa

Эксперт

о, да вы эксперт?

12 июля 2022 г. 15:28

898

3

Мир – это вертеп и ад, люди пожирают и похищают книги. И все чего-то хотят, и никто не остаётся на земле, и никто не может надеяться, что останется.

Литература абсурда весьма богата на имена и произведения, после которых начинаешь сомневаться в собственной адекватности и нормальности окружающего мира. Кафка, Ионеско, Хармс – мир каждого из них равносилен странному сну, в котором всё-таки угадывается наша реальность. Реальность, отражённая в кривом зеркале. И усмехнуться, и задуматься. Роман «Ослепление» Канетти – это театр абсурда, в котором нет абсолютно никакого смысла. Это страшный кошмар, коллективное умопомрачение и психическое помешательство каждого из героев. Читателя засасывает в вихрь мракобесия, из которого не выбраться, не разобрать, что вообще происходит. Персонажи до ужаса изолированы от мира и друга от друга. Реальность происходящего идёт в разрез с той, которую каждый из них сам себе выдумывает, довольствуясь правильностью трактовки. Учёный Кин – замкнутый профессор, для которого состояние книг превыше реальной живой жизни, в том числе людской. Жена профессора Тереза – воплощённое корыстолюбие, граничащее с деградацией духовности личности. Карлик-горбун Фишерле – высокомерие, гордыня и наглядное безумие от осознания собственного надуманного величия. Привратник Пфафф – жестокость ради жестокости и определение женоненавистничества в самых низких и отвратительных формах. Произведение – сплошной ужас без капли надежды на понимания происходящего. Если учесть год его написания – 1935 – можно попытаться связать его с установлением тоталитарного режима в Германии, но даже так нельзя хоть как-то оправдать ту не поддающуюся описанию реальность, которую строит себе каждый из героев. Каждый из них – замкнутая сама в себе система. Из-за этого теряется смысл романа в целом. И что тогда это было? Абсурд ради абсурда? Попытка передать часть своих извращённых мыслей героям? Так и остаётся неясным. В какой-то момент (когда главный герой на полном серьёзе стал обращаться к своим книгам, как к войску) я увидела невероятно мрачную пародию на любимого Дон Кихота. Всё то же – реальность, подменённая иллюзией. Вот только Канетти только и делает, что показывает нам убогость мира каждого из персонажей, не давая никакой надежды или выхода из этого психоза. От того роман приобретает только бессмысленный и пустой вид.