Больше рецензий

Ruzhanochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба.

12 июля 2022 г. 14:12

624

3.5

Отрёкся ль Галилео Галилей?

Болтали люди что-то про усталость.

О том, что он спасался. Но вполне

кто может знать, что в самом деле сталось?

О люди, ну зачем тревожить прах?

Вы, к осуждению охочи, знали ль, —

пусть даже он отрёкся на словах,

каким огнём глаза его блистали?

Перевод стихотворения Лины Костенко

Я не любитель читать пьесы, но «Жизнь Галилея» читалась довольно легко и быстро благодаря лёгкому слогу автора и краткостью повествования. А вот написать рецензию долго не решалась, так как не могла разобраться, какие эмоции у меня вызывает это произведение.

За основу сюжета взят исторический факт – отречение Галилео Галилея от своих взглядов и научных открытий под давлением инквизиции.

Ученый в драме Брехта показан довольно противоречивой натурой. Из-за нежелания прерывать свои научные опыты он отказывается уезжать из охваченного чумой города:



Трехмесячные записи можно просто выбросить, если я не продолжу их еще одну-две ночи. А чума теперь повсюду.

И он же позже не устоял перед угрозами инквизиции и под страхом физических пыток отрекся от своего учения о вращении Земли. До конца своей жизни Галилей останется узником инквизиции.

Брехт, под влиянием исторических событий, таких как вторая мировая война и испытание ядерной бомбы, трижды переписывал концовку пьесы.

Если в изначальной версии драматург делает упор на положительные качества учёного: Галилей публично отрекается от своих трудов, но это всего лишь отступление под давлением обстоятельств, учёный продолжает заниматься научной деятельностью. Итогом его жизни станут известные «Беседы», которые дадут толчок к дальнейшему развитию науки.

То во втором варианте автор убрал реплики и даже некоторые эпизоды, которые определяют положительные качества Галилея. Он предстаёт перед нами этаким жизнелюбом, для которого кувшин свежего молока — значит столько же сколько и научная истина. Это и послужило причиной отступничества от своих взглядов на науку. Но здесь ещё Галилей, всё-таки, приходит к умозаключению о преступности своего отречения, и что последствия этого отречения могут быть гибельными для всего человечества. Именно поэтому и звучит в конце произведения высказывание Галилея:



«Я предал свое призвание. И человека, который совершает то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей науки.»

В третьей же редакции «Жизни Галилея» Брехт еще больше делает акцент на отрицательные черты личности Галилея, на его научную и гражданскую несознательность. Он вырезает сцены из чумного города и передачи ученым своих рукописей Андреа для провоза их заграницу для дальнейшей публикации, которые являлись бы доказательством того, что Галилей был всё же заинтересован в победе научной истины. Таким образом, в окончательном типаже Галилея мы видим отступника, человека без принципов и морали. Мы видим ученого, который стремится лишь к удовлетворению своих плотских желаний.



«Я не понимаю того мозга, который не способен набить брюхо».

И здесь предательство науки Галилеем имеет катастрофические последствия. Наука остановилась в своём развитии: Декарт спрятал в ящик свой трактат о природе света; Федерцони "снова шлифует линзы в каком-то маленьком магазине", Фульганцио "отрекся от науки и вернулся в лоно церкви". Для её толчка нужен был подвиг Галилея.

С одной стороны, я вполне понимаю автора. Это его способ высказать своё мнение относительно тех или иных событий, но для этого ему пришлось переписать историю!!! Уж слишком часто человечество начало переписывать свою историю в угоду амбициям власть предержащих и порой это имеет более катастрофические последствия, чем отречение от своих взглядов одного учёного, пусть даже и с мировой славой. Я считаю, что с реальными личностями такое недопустимо. В конце концов, напиши новую пьесу, с новым персонажем и вложи в его уста и действия всё, что хочешь донести до людей.

И очень жаль, что в окончательной трактовке его герой так и не смог сказать: «А всё-таки она вертится!»