Больше рецензий

Quoon

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2013 г. 09:23

1K

4

«Хроники Раздолбая» как «Утро в сосновом лесу»
Новый роман Павла Санаева может стать лучшей книгой о девяностых – когда будет дописан

На последней странице нового романа Павла Санаева читателя поджидает издевательская надпись: «Окончание в книге «Хроники Раздолбая 2»: Спор на балу Воланда». Такое открытие провоцирует двоякие чувства. С одной стороны, последние 100-150 страниц «Хроник» гораздо удачнее, чем пугающе длинное начало, – это дарит надежду, что второй том сразу пойдет в духе финала первого. Но с другой стороны, работу над «Спором на балу Воланда» Санаев еще не завершил, и это настораживает.

Вряд ли от писателя стоит ждать гоголевских страстей и сжигания рукописи второго тома – увидеть-то мы этот том увидим, причем ровно через год, как и обещано, – однако тот факт, что замысел еще не получил воплощения, а готовая часть уже выставлена на суд общественности, для нашего времени необычен. Традиция романов-фельетонов, писавшихся по мере выхода очередных номеров литературного журнала, осталась в XIX в. (так создавался, к примеру, роман «Преступление и наказание»), и сегодня вроде как принято сперва довести дело до конца – а потом уже призывать восхищенных и/или разочарованных читателей. Санаев поступает иначе, лишая себя шансов внести какие-либо изменения в первые «Хроники», если таковые потребуются в ходе работы над вторыми.

Не делает автору чести и другой момент: маячащая на обложке надпись «Похороните меня за плинтусом 2». Никакого отношения к книге, прославившей Санаева, свежий текст не имеет, поэтому подзаголовок свидетельствует лишь о намерении подкупить читателя знакомым названием. Правда, в этом повинен не столько сам Павел Владимирович, сколько издательство, желающее продать побольше экземпляров. А еще точнее, не издательство даже – сам российский книжный рынок, который, как тот кот, ни жив ни мертв. «Самая читающая нация» чуть менее, чем полностью игнорирует современную литературу, особенно отечественную.

Главный герой «Хроник», некий Раздолбай, – вопреки аннотации к книге, не повзрослевший Саша Савельев, а совершенно другой персонаж, да и действие происходит совсем в иную эпоху: вместо 70-х гг. на заднем плане маячит начало 90-х. Ближе к середине книги задний план постепенно становится передним, и чем ближе это самое «начало девяностых» подступает к глазам читателя, тем интереснее и даже глубже становится роман. Простой парень, человек без свойств, взрослеет – и взросление его неприятным образом совпадает с эпохой радикальных перемен в обществе и государстве. Если прежде Раздолбаю была гарантирована надежная работа художника-иллюстратора в издательстве у отчима, то теперь, когда на смену плановой экономике пришел внеплановый хаос, будущее студента Суриковки выглядит весьма туманным.

Важнейшее отличие Раздолбая от Саши Савельева, при общем для обоих налете автобиографизма, – размытость личности. Если мальчишка Савельев представлял собой прорисованный характер, то юноши Раздолбая словно вовсе нет в романе – хотя физически именно он действует на каждой странице, в каждом эпизоде. У него нет ни имени, ни биографии, ни собственной воли – крайне подверженный влияниям, он меняет свои взгляды и мечты то под воздействием ушлого Мартина (типичный для того времени напористый умник, отдавшийся бизнесу разной степени сомнительности), то после общения с религиозным вундеркиндом Мишей (скрипач от бога и воплощенное усердие, столь же типично для своего времени решающий эмигрировать). Раздолбай – никто, пресловутый «маленький человек», ничего не умеющий и ничего не имеющий, в общем, по всем признакам – первейшая жертва слома эпох. Но и он находит свою нить Ариадны, дарящую надежду на выход из жизненного лабиринта: в его голове звучит голос, подсказывающий, как правильно поступать, причем иногда очень настойчиво – уж не Бог ли это собственной персоной?

Два достоинства выделяют «Хроники Раздолбая» среди множества посредственных книг, авторы которых тщились «осмыслить эпоху». Первое – это линия душевных терзаний героя, его сомнений в самом себе и существовании какого-то божественного голоса. Раздолбай, кажется, вырабатывает те принципы, благодаря которым можно жить и выживать в самой мутной воде, даже если ты не Барракуда (так герой называет наиболее удачливых, наглых и агрессивных представителей «младокапитализма» – тех, кого некогда звали «новыми русскими», «братками» и много как еще). Есть подозрение, что во втором томе персонаж Санаева, чьими глазами мы в основном видим все происходящее, перестанет быть амебой и превратится в личность – в доказательство чего где-нибудь на 450-й странице покоренная наконец красавица Диана назовет Раздолбая по имени. Лишь бы не Сашей; не Павлом (скучно; нескромно).

Второе достоинство – в ненавязчивом описании действительности. Реалии 1990-1992 гг. органично вплетаются в действие, и хотя их роль по мере развития сюжета растет, это не порождает ощущения «сделанности», какое присуще иным романам о конкретном периоде истории. Неудачные книги «о том времени» (под словом «то» может скрываться любая эпоха, не только девяностые) напоминают шишкинские картины «Дубовая роща», «Березовый лес» и «Ручей в березовом лесу»: природа там изображена блестяще, но кто из читающих этот текст точно вспомнил сейчас эти полотна? Удачные книги, к которым, возможно (окончательный вывод сделаем после прочтения вторых «Хроник»), относится и новинка от Павла Санаева, – как «Утро в сосновом лесу». Этот пейзаж Ивана Шишкина конгениален перечисленным выше, но сохраняется в памяти навсегда только благодаря играющим на переднем плане медведям кисти Константина Савицкого.

При всех минусах, главным из которых является продиктованное маркетинговыми соображениями разбиение на два тома, «Хроники Раздолбая» – претендент на звание одной из самых примечательных книг года. Да и сюжетная завязка в финале первой части заставляет с нетерпением ждать продолжения – как читатели 150-летней давности ждали новых глав «Преступления и наказания», еще не перелившихся из сознания Достоевского на бумагу.

Но нет, сравнение с Достоевским все-таки слишком сильное для Павла Санаева.

Исправлюсь: второй части «Хроник Раздолбая» теперь придется ждать так же, как мы все лето ждем нового сезона любимого сериала от HBO или Fox. Для книги, которая так и просится быть экранизированной, причем в формате многосерийного телефильма, такая параллель куда более уместна.

Оригинал рецензии

Комментарии


Не понимаю, почему у книги столь низкая оценка. Я считаю, она заслуживает немного большего.


Намёк на осторожное приятие этой книги можно обнаружить у Дмитрия Быкова, например) http://www.colta.ru/docs/27235


Книга совершенно не понравилась. И вот не вижу что там можно экранизировать... Разве только количество матерных слов удачно ляжет на современную экранизацию. Язык книги убог. С первой книгой эта не то что не стояла, а даже не лежала. "С нетерпением ждать продолжения"?.. Нет уж, увольте, это уж без меня... Есть куча прекрасных книг, которые необходимо прочитать, а не это, извините, нытье и описание мастурбирующего придурка


Мастурбирующий придурок тоже имеет право на книгу о себе и своём нытье, и здорово, если она написана языком, ему близким.


О, эта реплика и по сути и по форме не соответстует отличной рецензии выше. К которой у меня , правда, зародилось несколько подозрительных вопросов.))
Теперь спрошу иначе: рецензия - реклама?


Реплика в тон комментатору)

Любая рецензия по сути своей реклама. Если мне понравилась книга и я пишу о ней - я ведь, по сути, её рекламирую, верно?)

Если же вы подозреваете меня в том, что мне что-то за этот текст заплатило издательство АСТ или Павел Санаев лично, то нет)) Могу даже добавить "к сожалению", потому что книгу, которая мне в целом пришлась по душе, я был бы не против и откровенно прорекламировать)


Для мастурбирующих придурков есть форумы, чаты и клубы по интересам... Книга, в данной ситуации, совсем не обязательна. Хотя если вам было интересно ее читать, то вуаля, она нашла своего почитателя.


Жаль, что вас так злит существование этой (равно и какой-либо другой) книги и существование у неё почитателей, и вдвойне жаль, что вы делите темы на "достойные" литературы и "недостойные". Не переживайте так сильно, мир не стал хуже.


"Ни в одном глазу"... Почему она должна меня злить? Я ее тоже прочитала и она мне просто не понравилась. Не понравилась именно обманутой надеждой и разводом на продолжение. А ваша рецензия очень похожа на рекламу, поэтому и ответила... Но, заметьте, плохую оценку за ваше мнение я вам не ставила... Так кто кого злит?..


Весьма остроумный и удачный ответ


Реплика в тон комментатору)

Любая рецензия по сути своей реклама. Если мне понравилась книга и я пишу о ней - я ведь, по сути, её рекламирую, верно?)

Если же вы подозреваете меня в том, что мне что-то за этот текст заплатило издательство АСТ или Павел Санаев лично, то нет)) Могу даже добавить "к сожалению", потому что книгу, которая мне в целом пришлась по душе, я был бы не против и откровенно прорекламировать)


претендент на звание одной из самых примечательных книг года


не навязшей же тематикой же 90-х или юношеского "раздолбайства"?
что, Санаев - автор не одной книги, а способный удивить ещё раз предвзятого и избалованного читателя?


А мне кажется, что 90-е толком ещё и не осмыслены в литературе. Советский период - да, но 90-е всё никак. На каждую книгу смотрю с надеждой)

Хотя бы даже это. Честно говоря, я был уверен в своё время, что Санаев больше ничего не напишет - ан вот же как вышло, интересно.


Лучше бы и не писал... Остался бы автором чудесной книги "похороните меня за плинтусом"...


К счастью, из-за "Хроник Раздолбая" (какими бы они ни оказались в итоге; всё-таки книгу целиком мы пока не видели) "Похороните меня за плинтусом" не станет хуже)


Вы серьезно? Считает, что Павлик Санаев раскрыл, наконец-то, всем 90-е?.. Эта куцая история?.. Я прям в растерянности