Больше рецензий

10 июля 2022 г. 00:10

457

3

Я с пониманием отношусь к тому, что людям нравятся самые разные вещи. Кто-то запоем читает бояр-аниме, кто-то — про беременных от боссов, это совершенно нормально. "Кровь и железо" не хуже нашего самиздата, поэтому, конечно, оно тоже кому-то нравится. Но давайте называть вещи своими именами: эта книга — первые дилетантские попытки что-то состряпать.

Что лучше, чем у типичного мужицкого фэнтези с автортудея:

- ну, это, всё-таки, оригинальная история, не попаданец-прогрессор, где всё по одним рельсам, а что-то авторское, хоть и сплошь из штампов и откровенных заимствований;

- нормальный, читабельный язык. В начале (первое появление Глокты) даже были попытки в художественность, но там и закончились, а так просто норм язык;

- запоминающиеся образы персонажей. Несколько главных героев хоть и замедляют повествование в несколько раз, а в то же время сыграли автору на руку, позволив в 570 страницах не рассказать ничего, но вроде как что-то и происходило. Если бы главным героем был один Логен —- ооо, про него бы тут понаписали в отзывах! Невнятный трусливый дружелюбный добряк, про которого нам заливают, что он безжалостный воен всех врагов завалил (это противоречие в самом конце разрешается тем, что

спойлер

в нём пробуждается Халк,

свернуть

очень свежо, нигде такого не было). У него есть прошлое, но оно никак не связано с настоящим, он валандался по лесам со своей бандой, на них напали, он выжил и просто ни с фига решил, что все остальные погибли, сначала на пару страничек у него была цель выжить одному в дикой местности, а потом он узнал, что его ищет маг – и стал просто повсюду таскаться с этим магом, просто так, ему даже — как удобно! — не хочется, видите ли, задавать вопросы, вообще пофиг, ходит за магом, как собачка. Может, он в депрессии и потерял интерес к жизни? Да нет, у него достаточно "живые" мысли, он с любопытством глазеет на город (они с магом живут в городе под стражей, "как пленники", но это совершенно не мешает герою пойти гулять, не встретив по пути никакой охраны, ну неважно), лезет со всеми общаться, переживает за бедняков — всё у него нормально, просто по жизни ничем не занят.

Но ситуацию спасают другие персонажи.

Ну, Глокта вообще удался, 35-летний старик-калека, который хочет только сдохнуть уже наконец. Джезаль не то чтобы очень интересен, но его образ выдержан, самовлюблённый заносчивый юный аристократ, который хотел бы только кутить, но честолюбие вынуждает отвоёвывать место в обществе. Он придаёт большое значение происхождению, хотя у него друг простолюдин, он влюбляется в девушку-простолюдинку, т. е., вообще-то, он общается с людьми по-человечески, но стереотипы сильны. Сам факт, что про персонажа можно сказать так много, к сожалению, редкость, так что за это надо похвалить.

Ферро очень яркая в своей невменяемости.

Правда, кроме Ферро к вспышкам гнева также склонны Байяз, Вест, Джезаль, Сульт, вся банда Логена (с ним самим немного другая история). Ненавидят кого-нибудь: Ферро, Джезаль, Логен, Глокта. Переживают за обиженных мирных жителей: Логен, Ферро, Вест, вся банда Логена. Испытывают страх перед дракой: Логен, Вест, Ищейка, Джезаль (мне нравится идея, что смелый человек — это тот, кто преодолевает свой страх, но разве хотя бы один из опытных воинов не может чувствовать перед схваткой напряжение, волнение, беспокойство, настороженность, тревогу, а не страх?). Помогают товарищу (едва знакомому/с которым сложные отношения/в ущерб себе): Логен, Ферро, Джезаль, Глокта, Вест.

Я хочу сказать, что позади индивидуального внешнего образа про всех фокальных персонажей написано, в сущности, одно и то же. Иногда это просто утомляет (почему каждому герою обязательно нужно выйти из себя?), а иногда вызывает недоверие к происходящему, например когда банда головорезов, которые ещё недавно жгли целые города, приходит в ужас оттого, что какие-то изверги сожгли одну ферму и повесили семью крестьян: это чудовищно, мы должны немедленно найти злодеев и убить их, не разбираясь, а несчастных крестьян похоронить! Эм... может, для разнообразия хоть кто-то в этом "тёмном" фэнтези мог бы быть не таким милым и наивным? Хотя бы дикие воины-разбойники? Нет?..

Но это ещё были не недостатки, а так, оговорки к достоинствам.

Что плохо:

- Прямая речь и диалоги — просто кошмар. Правдоподобность речи на уровне: "Ах, сударь, вы отъявленный мерзавец!", все прямым текстом вываливают всё, что думают, при этом закавыченные мысли героя ещё и поясняют, о чём диалог.

- Злодеи-кретины, которые прибегают, вопят: "Я самый крутой на свете злодей! Да я вас всех! Вам никогда меня не победить!", их тут же макают в дерьмо, они оскорблённо вопят: "Вы про меня ещё услышите!" и убегают.

- Натянутые предсказуемые шутки, которые вызывают только недоумение и неловкость своей запоздалостью.

- Скукотища. Пожалуй, в этой книге нет таких сцен, которые были бы совсем уж непонятно зачем, обычно чувствуется, что эта сцена была автору для чего-то нужна. Но раз она нужна и выкинуть её нельзя, значит, надо сделать её интересной. А автор не пишет интересно. Каждая сцена вялая и унылая, в ней нет напряжения, ты уже недоумеваешь, зачем это всё, но в самом-самом конце обозначается какая-то ленивая подвижка, вроде бы оправдывающая присутствие этой сцены в тексте.

Вот этот невнятный крутой (пока только на словах) воен тусит в гостях у мага, ничего там особо не делает, и есть сцена, где они идут в скрытую за библиотекой оружейную, чтобы маг выдал ему меч (а то крутой воен без оружия, не обращайте внимания). И там маг бормочет какую-то ерунду про то, что булава, конечно, смертельное оружие, но вот меч он такой особенный, а ещё меч - для нежных, ты, воен, нежный, держи меч. Зачем нужна эта сцена, почему нельзя было перейти сразу к следующей, упомянув в ней: "Выданный магом меч... [придавал ему уверенности]"? Наверное, ответ должен быть какой-то такой: там был очень важный диалог про нежного воина, его никак нельзя было пропустить. Беда в том, что автор не умеет писать диалоги. Поэтому от сцены осталось смутное ощущение "видимо, автор что-то тут посчитал важным", но она выглядит не важной, а лишней и бессмысленной.

И так, в общем-то, с каждой сценой.

Или вот поход в Дом Делателя — вроде бы запоминающееся событие, а в линии, например, Логена таких всего парочка. Маг две недели бездельничал в городе. Тем временем инквизиторы нашли способ разоблачить его предполагаемый обман: публично объявить, что у настоящего мага должен быть ключ от Дома Делателя. Но маг оказался настоящим, и ключ у него был. — Ты же не думаешь, что мы поверим тебе на слово? — Нет, завтра я пойду в Дом Делателя и открою его своим ключом.

Пошли толпой, значит. Всех, кроме мага (Логена, Джезаля и Глокту) дом очень впечатлил, он загадочный, жуткий и полный магии. Маг взял там какой-то тяжёлый ящик, и они ушли. Во-первых, если магу нужен был этот ящик, почему он две недели ждал, когда его попытаются разоблачить? Во-вторых, повторюсь: они пришли, взяли ящик и ушли. Ничего не произошло. Ни в Доме, ни потом никаких последствий не было. Нам просто сказали, что герои были впечатлены, всё, поехали дальше. Событие запоминается тем, что Дом реально необычный... но... это ни для чего не нужно, прост.

- Грубые способы повернуть сюжет в нужную сторону.

Беззубый инквизитор, от которого с ужасом разбегаются прохожие, сидит себе на лавочке, пугает всех своим зловещим видом [просто к слову: в точности то же самое потом будет делать покрытый шрамами громила, и вряд ли это тонкий намеренный повтор, потому что они оба выглядят плохо из-за боевого прошлого, не вижу здесь никакой неожиданной глубокой параллели], тут к нему подходит старый знакомый и абсолютно без предисловий заявляет: "Привет, мы с тобой 10 лет не виделись, скажи моему подопечному, чтобы усерднее занимался фехтованием". Чё блин?! Что за бред, почему он должен ему что-то говорить?! Инквизитор мысленно посылает собеседника, но вслух, по никак не объяснённой причине, соглашается. И дальше следует ещё одна нелепая бессмысленная сцена, где инквизитор говорит юному фехтовальщику набор банальностей, только раньше ему говорили: "Занимайся, чтобы выиграть турнир", а инквизитор говорит: "Можешь не заниматься и проиграть, мне-то вообще всё равно, я просто мимо проходил". Юношу так впечатляет эта глубокая беседа, что он решает бросить тренировки, — видимо, это тоже, по задумке автора, должен был быть эффектный диалог, но см. выше. Юноша сообщает о своём решении знакомой девице, она его высмеивает, и тогда *играет торжественная музыка* герой решает усердно тренироваться, чтобы всем назло победить. Это так дёшево и топорно. (Ну то есть то, как именно это написано, совершенно неубедительно.)

Ну и в конце, когда собранная магом экспедиция отправляется на Юг, вдруг оказывается, что там как раз куда-то исчез наставник из инквизиции, поэтому Глокта тоже отправляется туда. Да понятно, что все главные герои должны быть вместе, но это сделано прямо-таки комедийно. Наверное, в первой книге автор ещё не определился, пишет он тёмное фэнтези или юмористическое.

В общем, если продраться через первые 250 страниц, то это достаточно читабельно, даже есть некоторые плюсы (у каждого героя есть пусть не глубоко проработанный, но всё же индивидуальный яркий образ, это само по себе редкость). Но разного рода косяков (притянутые за уши обоснуи, неубедительные поступки героев, невнятные сцены, в целом скучная манера повествования, плохая прямая речь и диалоги) — по количеству — как в любом русскоязычном самиздате. По качеству — да, эти косяки не настолько шокирующих масштабов, как иногда бывает, могут даже проскочить незамеченными. Ну то есть это не как средний автортудей, а чуть выше среднего.

Думаю продолжить чтение, потому что мне любопытно, во-первых, что автор будет делать с этой толпой героев, а во-вторых, начнётся ли там уже тёмное фэнтези или мы так и будем спасать котят.

Комментарии


Какой у вас язык - одно удовольствие читать.


Спасибо :D


Совсем не согласен, но очень аргументированно) 

Прекрасная оценка, спасибо))))