Больше рецензий

13 августа 2013 г. 13:47

7K

5

Восхитительно и тонко, так что даже не знаю, с чего начать. Пожалуй, с того, что работа над романом действительно чувствуется. Не зря Флобер сидел по несколько дней над страницей, не зря подбирал слова для каждой строчки, не зря пять лет корпел над деталями. Вышло настолько тонко и изящно, что на первый взгляд роман даже может показаться простым. Но он из тех произведений, которые надо перечитывать в разные свои годы, чтобы в полной мере прочувствовать.

Про сатиру на мещанское общество я даже не буду говорить. Да, она есть, и к концу всё заметнее и заметнее. Но дело даже не в мещанстве, а в том, что люди находятся не на своём месте. Положительных героев в романе нет, хотя я могу понять, почему некоторым нравится Шарль Бовари. Однако он, тем не менее, является классическим примером вреда просвещения по Руссо. За каким-то макаром ему решили привить профессию, к которой нужно призвание, даже особое вдохновение... Он же получил эту профессию с отупляющей покорностью чернорабочего. Таскать кирпичи? Хорошо. Копать картошку? Хорошо. Людей лечить? И это сойдёт. В его книжном шкафу стоит медицинская энциклопедия, потрёпанная многими владельцами... Но так и не разрезанная. Это бич того времени — человек явно не на своём месте, но в отличие от других он даже дискомфорта не чувствует. Зато это несоответствие остро прочувствовала Эмма. В кого она влюбилась? В того романтического человека, который с горящими глазами должен лечить людей. Да, этого человек существовал только в её воображении, и сама курица, как говорится. Несоответствие Шарля она воспринимает не умом, а на каком-то другом уровне, и выражает его специфически. Смешно смотреть, как она упрекает в совсем других вещах: нечуткости, например. Он, как раз, очень чуткий к ней. Возможно, он даже идеально бы подошёл ей в мужья, будь он не врачом, а каким-нибудь пейзанином. Но обманутые ожидания застилают Эмме глаза пеленой идиотизма.

Про Эммушку тут и говорить не стоит. Эх, не в то время она родилась... Вот, допустим, была бы она лет на сто пораньше, когда женщины не вкусили ещё плоды образования и частичного равноправия. (Я, кстати, не говорю, что это плохо, просто с некоторыми курицами образование само собой автоматически превращается в псевдообразование). Жила бы она себе спокойно в какой-нибудь деревеньке, растила курочек, полола грядки и соревновалась с соседками, у кого круче занавески в горошек. Серьёзно, я более, чем уверена, что так бы оно и было, потому что приторных иллюзий о сладкой жизни в вихре кружев, страсти и прочих стереотипов почерпнуть бы ей было неоткуда. Или родись она сейчас — с чистым сердцем окунулась бы в мур-мур-гламур, тусовки и закончила бы точно так же, с полным ртом блевотины и чёрной жижи, только не на руках любящего мужа, а в грязной подворотне. Зато без ощущения, что её жизнь пуста. А так ей остаётся только мечтать о красивых картинках, подсмотренных в массовой культуре того времени. Естественно, что в жизни она их воплотить не может, на то и гиперреальность маскульта, что просто так её не бывает. Забавен момент, когда она находит такого же раба красивых иллюзий, как и она сама. Казалось бы, вместе союз вышел удачный: сюсюкая на шелковых простынях, купайся в розовых лепестках и пафосничай с ужимками. Но чуть только реальность подталкивает эту стойкую на первый взгляд пару, как отношения рассыпаются в прах. Вот тебе и любовь на века.

Что самое интересное, Эмма вовсе не хочет настоящей любви. Да и не может она её получить, потому что любовь предполагает хоть какие-то тёплые чувства к другой персоне, а Эмма может любить только себя, её эгоизм не позволяет погрузиться в настоящие чувства. В моменты охов и вздохов на шёлковых простынях она тоже в восхищении не от своего любовника, а от себя самой и той игры, в которую она играет. Словно смотрит на себя со стороны и радуется. Даже к ребёнку Эмма равнодушна, может и наподдать без причины, просто потому что помешал купаться в сладких грёзах. О каких тут чувствах вообще может идти речь... Что самое интересное, я вполне могу понять, почему Эмму часто оправдывают. Дескать быт заел, а вариантов не было. Мне же кажется, что мещанская рутина и нравы того времени вообще ни при чём. Курица и есть курица, а если ей вбить в голову неподходящие для куриных мозгов идеи, то всё и закончится так, как закончилось.

Актуально до сих пор, что уж там.

Комментарии


Эх люблю я этот роман...
И не за смысл... (знаю я таких Шарлей и таких Эмм), а за стиль и манеру письма


оох, стиль это да. наш преподаватель по истории литературы в свое время по полной замучила нас флоберовскими контрапунктами и слоями, но все же заставила понять, какое же это гениальное произведение. наверное, "Госпожа Бовари" всегда будет восприниматься мной в первую очередь именно как литературоведческая ценность, но от этого любить ее меньше не стану...


Любовь - это и есть эгоизм. Причем в любой форме


Невсегда...


Прекрасная рецензия, во многом совпала с моими мыслями. Только вот я считаю, что Эмма не разочаровалась в Шарле, как в муже, человеке или любимом. Начитавшись "второсортных" книг она сама не знала чего хочет. С такими мечтами, со своим непостоянным и эмоциональным характером, она не могла быть счастлива ни с одним мужчиной. Даже если и нашелся бы, более близок ее идеалам мужчина, он не смог бы сделать ее довольной жизнью.


Эмма, бесспорно, курица. И я такая же. Честно признаюсь.


Вы абсолютно правы, уважаемый автор. Спасибо за хорошую рецензию.


думаю Эмме стоило родиться где-нибудь в высшем свете, то есть в своей среде, делать то, что она умеет лучше всего - тратить деньги, правда тогда она могла закончить бы, как какая-нибудь Элен Курагина


Уж слишком она недалека для высшего света. Мне кажется, что пока она усваивала бы все общепринятые тонкости общения в нём, то заработала бы хорошенький такой психоз.


Правда, "высший свет" ничем не лучше мелкобуржуазного, та же пыль и серость, условности и лицемерие


Мне Шарля очень жалко было в романе, он жертва матери, потом Эммы, он слаб и с детства забит, потому выбраться не может. Дурно было от истории с ногой и жалко девочку после смерти родителей. Уж она-то ни в чем не виновата.


Дети отвечают за грехи родителей - роковой духовный закон. Ещё более жестокий от того, что они не виноваты. Но на них последствия поступков и натуры родителей отражаются (началось все с того что девочку родная мать била), поэтому надо родителям быть вдвойне ответственными и осмотрительными. И перед супружеством следить и отбирать тщательнее, с точки зрения духовности. Если человек, не важно муж или жена, по натуре мелкий, то детям беда будет.


В данной истории меня привлекли некоторые главы, которые я отметила для себя, чтобы позже перечитать. В них находятся разговоры о книгах. Меня это вдохновило. По поводу же личности Шарля могу сказать, что, хоть он и был заложником матери, жен, однако он сам был таких. Не хотел ничего менять, всегда приспосабливался, вместо того, чтобы преобразовывать. И искал счастье в жене, однако он не мог понять ее, прочувствовать. Он не был для нее родной душой. Именно это в самом начале их отношений и сделало Эмму такой, вернее зерно было посеяно тогда. Именно тогда, когда она поняла, что Шарль не поймет её. Знаю я такого Шарля одного. Так и будет жить, найдет себе «идеальную» жену, вообразит что все хорошо, и будет так думать, пока ниточка не оборвется.


Мужчины 19 века до сих пор влияют на неокрепшие умы русских баб, не умеющих анализировать литературу