Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

6 июля 2022 г. 05:25

366

5 Религия, амбиции и манипуляции

Воссоздать социальный портрет Второй империи без участия духовенства Эмиль Золя никак не мог. Но как именно изобразить этот по-прежнему влиятельный слой общества? Какие пороки обнажить? И чем это может быть чревато? Да и стоит ли оно того? Ведь разоблачение ради самого разоблачения не несет никакой морали, а разочарование, грусть, утрату ценностных ориентиров неизбежно повлечет за собой. Может быть просто стереть границы между светским и религиозным? Не брать очевидные пороки, не грех в его низменном, грязном проявлении… В конце концов, грех может быть разным. Эмиль Золя наше свой путь.

«Завоевание Плассана» – роман французского классика из цикла «Ругон-Маккары» о религии, амбициях и манипуляциях.

Чета Муре ведет тихий замкнутый образ жизни. У них не бывает гостей, да и сами они почти не выезжают. Порой заглядывают родственники, старик Маккар или мамаша Ругон. Но, в общем и целом, жизнь протекает в границах тенистого сада, под пение птиц, смех дочери, игры почти взрослых сыновей. Мадам Муре занята штопкой, а господин Муре зорко следит, чтобы вещи были на своих местах, ухаживает за садом и рассказывает жене последние городские новости. Служанка Роза зовет всех на обед, в открытое окно виден круглый стол, супница, тарелки и блестящие столовые приборы… Однажды идиллия Муре была нарушена. А началось все с того, что в доме появился новый жилец. Аббат со своей матушкой. Приличные люди, как говорят, хотя никому ничего толком не известно…

Эмиль Золя как всегда великолепен. Он медленно, совершенно не торопясь напускает тумана, придает аббату загадочности, и какими-то недомолвками, умолчаниями и намеками о связях в Париже создает образ человека значительно более могущественного и влиятельного, чем можно представить по описанию бедного аббата. И вот уже одна тайна за другой раскрывается, персонаж расцветает во всей красе и завоевание Плассана разворачивается во всю мощь.
Оооо… Как же я люблю Золя!

Тонкая игра, незаметное манипулирование, хитрость. И в то же время честность. Ведь несмотря ни на что аббат далек от жажды богатства, ему безразлично женское внимание, ему не хочется следить за модой, прихорашиваться и он не падок на лесть. Но есть… есть один грех. И писатель раскроет нам карты.

Этот роман кроме всего прочего показывает в каких условиях рос юный Октав Муре (тот самый из «Дамского счастья») и его брат, который появится в следующем произведении «Проступок аббата Муре». «Проступок» я еще не читала, а вот «Дамское счастье» было моим первым произведением у Золя, которое я прочла еще в 19 лет. И сейчас, после «Чрева Парижа», которое напомнило красочный язык Золя, после «Завоевания Плассана», где я знакомлюсь с резвым неусидчивым подростком Октавом, будущим владельцем магазина, мне захотелось перечитать любимый роман.

Лично для меня любой роман Эмиля Золя – роскошь, удовольствие, легкое чтение, которое всегда содержит глубокую мораль. Человеческие слабости и ошибки, которые всегда влекут за собой последствия. Все в этой жизни имеет оборотную сторону, нельзя думать о том, что твои поступки никого не касаются, что можно, вот как в этом романе, закрыться от всего мира и жить в маленьком уютном гнездышке, спрятанном от чужих глаз. Нельзя быть категоричным. Нельзя ставить себя выше других. Иначе будет очень больно от разрушения этих иллюзий…

Замечательное произведение. Может быть, не самое грандиозное в цикле, но точно одно из значимых и ценных. Рекомендую!!

Это рецензия из моего жж