Больше рецензий

grt_pretender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2013 г. 22:22

449

Творчество нагнетает, вселяет неуверенность в себе. Оно разоблачает, позволяет увидеть что-то сокровенное в своей работе не только нам, но и другим тоже. Творчество пугает неопределенностью, прочит отсутствие денег, непонимание окружающих, алкоголизм и прочие неприятности (родители/недруги скажу больше).

Именно многообразию страхов посвящена эта книга. Авторы выделяют два основных типа: страхи относительно себя и страхи относительно того, как примут нас окружающие. В двух словах, неуверенность и различные страхи – неизбежный спутник стремления творить. Бояться не ужасно, нужно лишь понимать, чего ты боишься, и создавать условия, чтобы это как можно меньше негативно сказывалось на твоей работе.

«У идеального – то есть настоящего – художника страхи не просто никуда не исчезают, они живут бок о бок с желаниями, которые дополняют, возможно, еще направляют и уж по крайней мере питают их».


Пара мыслей из книги, которые оказались наиболее близки мне.

«Художник – это уже особая форма идентичности»

Искусство изменилось. Творчество все больше воспринимается как самовыражение, т.е. неизбежно становится более личным. Гораздо легче расписывать буйволами стены, руководствуясь велением свыше, чем написать песню, основанную на своей истории, и представить ее другим. Что происходит? Мы начинаем идентифицировать себя с тем, что делаем. И вот здесь и начинаются проблемы. Кому-то это нравится, кому-то нет. Все получается не так, как мы видели это в воображении. Мы можем увидеть в своей работе то, что нам не понравится, мысли, которые нас угнетают. Или, хуже всего, не увидим ничего – ни идеи, ни цели, ни смысла. И в следующий раз во время творческого порыва подумаем – а стоит ли вообще начинать/продолжать/заканчивать?

Если мы отождествляем себя с творчеством, то любая неудача делает нас ущербными. Становится трудно осознать, что человек не равен своей работе. И подвергая ее критике, он не замечает, что все его сомнения бьют именно по нему, а не по самой работе.

«Самое сложное в творчестве – жить так, чтобы удавалось доводить свою работу до конца, снова и снова»

Когда в реальности получается не то, что думал, это не плохо, не стыдно – это нормально. Люди редко осознают силу своего разума и воображения: мы всегда имеем в голове множество вариантов чего-либо. Но для воплощения приходится выбирать что-то одно. Таким образом, изначально многомерная картина на бумаге становится… другой. Но такова цена искусства. Подобная пропасть между задумкой и воплощением в очередной раз доказывает, что в творчестве главное – процесс, а не результат.

Я бы советовала эту книгу любому творческому человеку. Существует стереотип, что призвание – это то, что дается легко. Однако на практике часто наблюдается совсем другое (С.Прессфилд называет это Сопротивлением). Где творчество, там взаимодействие, борьба, неизбежное сравнение с другими и самим собой. Но в конечном счете то, как мы справляемся с трудностями, и определяет нас. И у каждого художника свои конфликты и свои способы их решения. Даже великие проходили через это. Раз у них получалось не сдаваться – сможем и мы.

Источник