Больше рецензий

3 июля 2022 г. 14:35

2K

1.5 Неожиданное разочарование

Вначале история располагает, ибо рассказ ведётся от лица подростка с характерной подачей, фразочками (вроде: скурвился, петрушка, пошлятина, отдать концы и тп.) и со всеми этими рассказами о девушках, футболе, школе и “тупых взрослых”.

Стиль повествования немного похож на Бёрджесса, только эта глубина мысли используется не для построения окружения и сюжета, а для раскрытия банальнейших, рядовых человеческих архетипов.

Главный герой — Холден Колфилд, освободит вас от нудной автобиографии и предыстории и сразу начнёт с “сумасшедшей истории” (спойлер: у вас в детском лагере наверняка творились вещи интереснее).

Парень подкупает своей детской откровенностью, дерзким чувством юмора и банальной адекватностью, по сравнению с другими персонажами книги. На первый взгляд, Холден кажется вполне себе смышлёным, способным расставлять собственные приоритеты, отличать хорошее от плохого и просто получать удовольствие от жизни. Колфилд имеет доброе сердце, взрослее своего возраста, хорошо разбирается в людях, да и вообще: философствует, иронизирует и буквально каждую секунду о чём-то думает, анализирует, мечтает или ностальгирует.

Поток мысли не прекращается ни на секунду и хоть сам главный герой обаятельный — сюжет (точнее, его отсутствие) превращает его “приключения” в терзания меланхоличного подростка-туберкулёзника, который ходит из одного бара в другой.

Радует, что хотя бы к концу книги, появляются люди, способные вправить ему мозги. Ибо как большинство людей, он хоть и видит свои проблемы (и их решение) — делать ничего не хочет.

Сначала рассказ довольно часто вызывает добрый смех и окунает читателя в некий “школьный вайб”, со специфическими проблемами и своей романтикой. Держания за руки, поцелуи в кино, машина напрокат — кому-то, книга даже поможет заново окунуться в былые деньки или, наоборот, восполнить пробелы.

Хоть запоминающихся, хороших второстепенных персонажей — нет, каждый будет пестрить какими-то негативными качествами (автор нарочно доведёт их до абсурда) и Холден не пройдёт мимо ни одного прыщавого, душного, высокомерного или подлого человека, разбивая его в пух и прах.

При всём этом, как я уже писал, основного сюжета (да и вообще сюжета) — нет. “Что вижу, то и пою”. Сходил в туалет, вспомнил про мамину яичницу, познакомился с монашками, выпил кофе, задумался о музыке, решил пойти в парк, потом в бар, а может на каток…
События не имеют никакого веса, умных мыслей безумно мало, поворотов сюжета — ноль, ещё и повторяют как для тупых иногда и по три раза. А помимо табака, алкоголя и мата, в книге можно найти некое заострение внимания на несовершеннолетних девочках и становится супернепонятно (или понятно?), зачем Сэлинджер вообще написал это произведение.

Что же, хотя бы автор может сложить два плюс два, выразить простейшую мысль и изредка улыбнуть. В этой книге я и близко не вижу никакого “пособия для подростков”, читать было очень скучно и в истории даже нет концовки!

Несомненно, одна из худших и самых переоценённых книг. Честная оценка: 3 из 10, не советую читать никому.

Интересно, эта книга есть в школьной программе?

Ветка комментариев


Ничего страшного нет в том, что Вам так показалось.
Но это не означает, что Вы правы:)
Признаться, я не знал, что эта книга популярна - знал лишь, что это хорошая книга, т.к. смог убедиться в этом ещё в 1988 году.
Можно, конечно, не соглашаться с гением - это нормально.
Можно одного гения предпочитать другому - это тоже нормально.
Но Вы, по Вашему СОБСТВЕННОМУ признанию, просто НЕ ПОНЯЛИ автора.
Согласитесь, что автор не понесёт от этого убытка. (Тем более, что он уже умер). Потеряете в этом случае только Вы сами.
Впрочем, велика вероятность того, что со временем Вы всё же воскликнете: "Ах, вот, оказывается, о чём эта книга! Ура Понял!"