Больше рецензий

3 июля 2022 г. 14:35

2K

1.5 Неожиданное разочарование

Вначале история располагает, ибо рассказ ведётся от лица подростка с характерной подачей, фразочками (вроде: скурвился, петрушка, пошлятина, отдать концы и тп.) и со всеми этими рассказами о девушках, футболе, школе и “тупых взрослых”.

Стиль повествования немного похож на Бёрджесса, только эта глубина мысли используется не для построения окружения и сюжета, а для раскрытия банальнейших, рядовых человеческих архетипов.

Главный герой — Холден Колфилд, освободит вас от нудной автобиографии и предыстории и сразу начнёт с “сумасшедшей истории” (спойлер: у вас в детском лагере наверняка творились вещи интереснее).

Парень подкупает своей детской откровенностью, дерзким чувством юмора и банальной адекватностью, по сравнению с другими персонажами книги. На первый взгляд, Холден кажется вполне себе смышлёным, способным расставлять собственные приоритеты, отличать хорошее от плохого и просто получать удовольствие от жизни. Колфилд имеет доброе сердце, взрослее своего возраста, хорошо разбирается в людях, да и вообще: философствует, иронизирует и буквально каждую секунду о чём-то думает, анализирует, мечтает или ностальгирует.

Поток мысли не прекращается ни на секунду и хоть сам главный герой обаятельный — сюжет (точнее, его отсутствие) превращает его “приключения” в терзания меланхоличного подростка-туберкулёзника, который ходит из одного бара в другой.

Радует, что хотя бы к концу книги, появляются люди, способные вправить ему мозги. Ибо как большинство людей, он хоть и видит свои проблемы (и их решение) — делать ничего не хочет.

Сначала рассказ довольно часто вызывает добрый смех и окунает читателя в некий “школьный вайб”, со специфическими проблемами и своей романтикой. Держания за руки, поцелуи в кино, машина напрокат — кому-то, книга даже поможет заново окунуться в былые деньки или, наоборот, восполнить пробелы.

Хоть запоминающихся, хороших второстепенных персонажей — нет, каждый будет пестрить какими-то негативными качествами (автор нарочно доведёт их до абсурда) и Холден не пройдёт мимо ни одного прыщавого, душного, высокомерного или подлого человека, разбивая его в пух и прах.

При всём этом, как я уже писал, основного сюжета (да и вообще сюжета) — нет. “Что вижу, то и пою”. Сходил в туалет, вспомнил про мамину яичницу, познакомился с монашками, выпил кофе, задумался о музыке, решил пойти в парк, потом в бар, а может на каток…
События не имеют никакого веса, умных мыслей безумно мало, поворотов сюжета — ноль, ещё и повторяют как для тупых иногда и по три раза. А помимо табака, алкоголя и мата, в книге можно найти некое заострение внимания на несовершеннолетних девочках и становится супернепонятно (или понятно?), зачем Сэлинджер вообще написал это произведение.

Что же, хотя бы автор может сложить два плюс два, выразить простейшую мысль и изредка улыбнуть. В этой книге я и близко не вижу никакого “пособия для подростков”, читать было очень скучно и в истории даже нет концовки!

Несомненно, одна из худших и самых переоценённых книг. Честная оценка: 3 из 10, не советую читать никому.

Интересно, эта книга есть в школьной программе?

Ветка комментариев


Вы просто не поняли Сэлинджера - это не так просто.
Роман великолепен.
И это не единственная хорошая книга Сэлинджера - все его произведения превосходны.
Но они не даются в руки каждому, как. например, школьный учебник математики. Для понимания этого автора нужна большая работа над собой. Не помешает хорошее и долгое изучение дзэн-буддизма (хотя бы по книгам Судзуки). И вот тогда, может быть, Вы воскликните: "А! Так вот в чём тут было дело!"


Я читал многих сильных писателей и философов, так что какой то опыт/вкус присутствует.
Да, в книге есть моменты которые понравились: стиль написания, атмосфера, персонажи, которых автор высмеивает.
Но как по мне, сюжета мало, а воды очень много. Читать банально скучно, а ведь это самое лучшее его произведение.


Видите ли, понимание нескольких, даже действительно замечательных, мыслителей не гарантирует понимание других столь же гениальных творцов. Одного Вы понимаете, а другого нет - это нормально.
Если бы Вы просто не согласились с мировоззрением Сэлинджера, я бы ничего не написал, ибо это дело личное. Но заявить, что гениальный автор плох лишь на том основании, что он не соответствует Вашим представлениям о хорошей литературе - это ошибка. И дороже всего эта ошибка обойдётся Вам самим.
Если Вы действительно много читаете и размышляете, то, скорей всего, в своё время Вы поймёте Сэлинджера.
Делить произведения на худшие и лучшие тоже не совсем правильно. Я, например, раньше, кроме "Над пропастью..." у Сэлинджера вообще ничего не мог понять. Много лет. А потом вдруг понял. И сейчас для меня "Над пропастью..." уже не так интересно, как другие его вещи. Всему своё время.
Что касается сюжета, то ВНЕШНИЙ сюжет в дзэне не нужен. Вообще. Есть дзэнское изречение, которое гласит: "Мир можно познать, глядя на него из окна". Ну, а ВНУТРЕННИЙ сюжет у Сэлинджера очень развит. У него не только НЕТ воды, но каждая фраза очень ёмкая. Я перечитывал "Над пропастью..." не меньше 20-ти раз на протяжении последних 34-х лет и не нашёл там ни одного слова, которое можно выбросить.
Лучше не судить автора своей меркой - гораздо плодотворней постараться дорасти до него.


Не ищите смысл там где его....

С Максимом полностью согласен! Прочитал данное произведение в осознанном возрасте, при чтение внимательно ждал, искал какой - то смысл. Буквально заставлял себя дочитать(как же, я должен быть как все, книга популярна) жалко было потраченного времени.  Слишком скучно, желчно.


Ничего страшного нет в том, что Вам так показалось.
Но это не означает, что Вы правы:)
Признаться, я не знал, что эта книга популярна - знал лишь, что это хорошая книга, т.к. смог убедиться в этом ещё в 1988 году.
Можно, конечно, не соглашаться с гением - это нормально.
Можно одного гения предпочитать другому - это тоже нормально.
Но Вы, по Вашему СОБСТВЕННОМУ признанию, просто НЕ ПОНЯЛИ автора.
Согласитесь, что автор не понесёт от этого убытка. (Тем более, что он уже умер). Потеряете в этом случае только Вы сами.
Впрочем, велика вероятность того, что со временем Вы всё же воскликнете: "Ах, вот, оказывается, о чём эта книга! Ура Понял!"