Больше рецензий

1 июля 2022 г. 12:15

291

5 Спойлер Остроумный детектив с оттенком мистики в уютном брэдбериевском стиле

Романтическая любовь с творчеством Брэдбери у меня случилась еще в детстве. Началось все с романа «Вино из одуванчиков», продолжилось с «451° по Фаренгейту» и целой стопкой сборников с рассказами. И вот, наконец, добралась до мистически-детективной трилогии. И осталась довольна. Были некоторые моменты, которые помешали поставить пятерку всей серии, но об этом расскажу в следующих рецензиях. А пока обо всем по порядку.

«Смерть — дело одинокое» — первая книга из цикла в духе комедийного триллера, и на мой взгляд, самая удачная. Что тут, собственно, происходит. Молодой писатель-фантаст, имя которого мы так и не узнаем (впрочем, в нем несложно разглядеть прототип самого Брэдбери) однажды натыкается в трамвае на странного типа. Незнакомец дышит герою в затылок и произносит роковую фразу, от которой у того мурашки бегут от кончиков ушей до самых пяток: «Смерть — дело одинокое».

После этого с впечатлительным писакой начинают происходить загадочные и пренеприятнейшие вещи. Сначала, он находит труп старика в пустой львиной клетке, в грязном канале на месте бывшего зоопарка. Затем, вокруг начинают умирать незнакомцы, которых он случайно встретил. А потом список жертв пополняют и его друзья. Он начинает подозревать, что люди пропадают по его вине, и загорается желанием решить эту загадку и спасти невинных. Попутно он знакомится со скептичным следователем Крамли. И вместе они начинают распутывать это таинственное дело.

Вся эта детективно-мистическая неразбериха происходит в Лос-Анджелесе, в районе с прозаическим названием Венеция, на фоне разрушающегося парка аттракционов. Экскаваторы ломают пирс, засыпают каналы землей; карусели, тир и кинотеатр закрываются, а их владельцы в отчаянии разбегаются кто куда. Под урчащие звуки железных драконов в жизни героя тоже происходит хаос, что отлично ложится на внешнюю обстановку. Весьма символично.

Виновником происходящей вокруг паники оказывается внешне безобидный, одинокий и токсичный затворник -- психолог, экстрасенс, эзотерик и владелец «смертельного» собрания сочинений. А причина его злодеяний — попытка заглушить ощущение собственной никчемности с помощью мнимого чувства власти над жизнью других. Все его жертвы — такие же брошенные одиночки, затерявшиеся в судьбоносном шторме кораблики. А убийство — просто попытка освободить от страданий тех, кто не в силах что-то исправить самостоятельно. Сомнительная добродетель, но мотив вполне логичный.

Сюжет, хоть и с привкусом мистики, разрешается вполне жизненно. Скучать тут совсем некогда, события движутся динамично, герои удерживают на себе внимание до самого финала. Написано легко, дерзко и со свойственным Брэдбери юмором. Каждый персонаж тут харизматичный, нужный и к месту. Авторский стиль писателя мне уже знаком, так что все кажется таким родным и привычным. Тонко, философски и остроумно.

В общем, Брэдбери снова не подвел и только укрепил свою позицию на триумфальной полочке «любимых авторов». А его роман в новом для меня (среди его произведений) жанре пополнил копилку книг для приятного вечера с чашкой чая, кошкой и печеньками.