Больше рецензий

SkazkiLisy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июня 2022 г. 14:17

1K

5 Два пути для старушки Англии

Роман словно выстроен по шаблону: понятная форма викторианского романа, любовный треугольник, интрига в развязке.

Действие романа происходит в 1867 году, во времена правления королевы Виктории. Это спокойное, пуританское время в истории Англии. Люди беспокоятся о соблюдении приличий и прячутся за фасадом благопристойности.

Главный герой Чарльз Смитсон попадает в любовный треугольник. У него есть благопристойная невеста Эрнестина Фримен. Но он встречает Сару Вудраф, которая манит его страстностью и необычностью видения мира. В этом любовном треугольнике перед читателем предстает не только мечущийся между надежным будущим и интересной жизнью Чарльз. В этом образе сама Англия, находящаяся на распутье. Эрнестина - старая Англия с ее вековыми традициями и устоями. Сара Вудраф - это будущее Англии.

В романе Фаулз довольно четко дает понять, что старая Англия закостенела. Это он показывает через занятие Чарльза. Он - палеонтолог-любитель. И за поиском окаменелостей он не видит, что окаменели, закостенели Эрнестина с ее тетушкой. Да и сам Чарльз тоже.

Сама же Сара - персонаж неоднозначный. Подобно сирене, она очаровывает Чарльза. Он, как завороженный смотрит на нее при встрече на Вэрской пустоши:



он словно прирос к месту. Возможно, у него раз и навсегда сложилось представление о том, как выглядит сирена: распущенные длинные волосы, целомудренная мраморная нагота, русалочий хвост.

Но это не все отсылки к античной литературе. Жизнь, согласно Фаулзу, похожа на лабиринт: "странный, темный лабиринт". И в этом лабиринте происходят встречи, которые кардинальным образом могут изменить жизнь. Сара, влюбляя в себя Чарльза, рушит его жизнь, которая могла бы быть легкой и стабильной с Эрнестиной. Но это разрушение приводит Чарльза к свободе, к самому себе. То есть, можно сказать, что Сара протянула Чарльзу "путеводную нить", с помощью которой он смог найти путь к свободе.

Самое интересное ждет читателя в финале. Фаулз уходит от канона викторианского романа и вместо одного назидательного финала, читатель получает три.