Больше рецензий

Ataeh

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2013 г. 22:08

1K

4

a05050c47d38.jpg
(на лекции по сексологии, 1929 г.).

Книга ну очень интересная. Сразу оговоримся: она о сексуальной культуре в России, а не о технико-тактических характеристиках процесса. Поэтому давать ее подростку или ребенку в качестве учебного материала по основам полового поведения смысла нет. Это вполне себе фундаментальный труд, в котором рассматривается отношение к чувственной стороне жизни на протяжении веков. Молодому поколению может быть просто скучно, потому как в главах, посвященных России века с 18ого, постоянно даются ссылки на произведения литературы и искусства, с которыми лучше предварительно быть знакомым хотя бы понаслышке, чтобы понять, о чем речь. Рассматриваются и со всех сторон препарируются эротические произведения Пушкина и Лермонтова, а также многих не менее известных поэтов и писателей, можно проследить, какое влияние оказали на их творчество нравы того времени и как они сами формировали представления о чувственности и сексуальной жизни в умах читателей.

Что-то я с середины начала описание, а между тем книга охватывает с десяток веков истории и даже более, начиная с дохристианско-языческих культов и заканчивая последним десятилетием 20ого века. Крайне любопытно посмотреть, как формировалось отношение к сексуальной жизни и какой вклад внесла та или иная эпоха. Очень многое становится на свои места, логически увязываются друг с другом многие, казалось бы, противоречивые аспекты сексуальности современного россиянина. Читаешь, и, конечно,анализируешь и себя, и окружающих, и начинаешь понимать, какая каша из стереотипов и предубеждений, заваренная на крутом кипятке общественной морали имеет место в умах современных людей. Книга помогает навести хоть какой-то порядок в этом хаосе разрозненных представлений и ломает многие стереотипы.

Из этого вытекает один недостаток: скорее всего, многие разумные мысли будут неправильно поняты. Здравый смысл - это, по обыкновению, самый хрупкий аргумент в споре с предрассудками, сила которых очень велика. Ну, кто, например, откажет себе в удовольствии рассказать, что молодежь нынче испорчена, сексуально распущена, а вот в Советском Союзе все было чинно -благородно, а уж тем паче в царской России. О градусе неадеквата свидетельствует даже то, что в медицинском вузе порой выдаются за чистую монету подобные перлы.

Кажется, у Куприна в "Яме" один из героев выдал такую мысль, что если грязный оборванец что-то украдет, давайте его судить по всей строгости, а если приличный и знатный человек, давайте из уважения к нему смягчим наказание. По факту, перечисление эротических экзерсисов знаменитых людей и описание, например, гомосексуальных отношений, которые имели место в верхушке общества в царской России,имеет психотерапевтическое и воспитательное значение: увлекательно и с юмором рассказывающий об этом автор заставляет потихоньку проникаться мыслью о непредосудительности гомосексуальных отношений, более того, что тут такого? Или если не касаться гомосексуальности, а просто к слову о трудностях в личной жизни. Если у Гоголя были проблемы с собственной сексуальностью, то чего нам, простым смертным, смущаться, испытывать дискомфорт и замыкаться в своих комплексах, когда даже у великих они были?

Очень интересно рассказывается о политике в области брака и развития отношений в СССР. От этой главы невозможно оторваться, потому как это ужастик похлеще Стивена Кинга. Ну, и напоследок, о постперестроечном времени. О "моральной панике" и реальной ситуации. Один минус: на этом книга заканчивается, т.е. о 21 веке информации уже не имеется. Ну, в общем, и на том спасибо, потому это весьма достойная познавательная и наводящая на интересные размышления книга.

Ветка комментариев


Думаю, можно просто почитать прозу Вересаева, там еще и с сюжетом та же тема. ИМХО
Венерические болезни косили молодую советскую россию. НИ антибиотиков еще не было, ни средств предоххранения. Решили вернуться к такому простому способу как семья. И поменялась пропаганда от свободы отношений до ценности ячейки общества.
ИМХО все
может автор по другому тему раскрыл :)


Интересная версия. Хотя всё же логичнее была бы пропаганда ячейки общества для стабильности системы в условиях строительства светлого будущего.


моя версия для той системы логичнее :Р
ну может автор рецензии нас рассудит и расскажет, которая в книге была


Товарищи, вы в какой-то степени все правы. Но я позволила себе сравнить описание той эпохи с ужастиком от Стивена Кинга вот почему. Сложно это тезисно описать, но я постараюсь. Речь идет о советском человеке во всех его проявлениях, и если оказывается давление на каждую сторону его личности, то это не может не отразиться на его сексуальности.

Эта ориентация на единообразие распространялась не только на одежду. Люди привыкли, что все регулируется путем запретов. Если запрет снят - значит можно, а если можно - то и должно. В результате люди начинают делать многое такое, что им не идет, не нужно и даже не нравится. Конечно, со временем этот конформизм проходит, но сколько с ним сопряжено эстетических, моральных и даже политических издержек!

Цитата несколько вырвана из контекста, но перед ней следовал рассказ о насильном остригании волос у подростков народными дружинниками, о выписывании штрафа интеллигентной женщине за хождение в сарафане на курорте "За оголение". То есть, попытка превратить личность в единицу измерения населения, среднестатистическую величину, влечет за собой потерю индивидуального сознания, а если теряется оно - теряется и возможность думать, что хорошо тебе, это подменяется догмой "так нужно", "так правильно", "так все делают". Еще я с искренним негодованием читала про гонения на фрейдистов, на психоаналитиков, на эротическое искусство, даже на статую Венеры Милосской!

Каковы были причины и социальные функции этой беспрецедентной в XX веке сексофобии, приведшей к тому, что на одной шестой части суши земного шара сексуальность стала "неназываемой"?
Прежде всего, как точно подметил Оруэлл, чтобы обеспечить себе абсолютный контроль над личностью, тоталитарный режим стремился деиндивидуализиро-вать ее, выхолостить ее самостоятельность и эмоциональный мир. Опасность для него в этом плане представлял не столько отчужденный физиологический секс, сколько индивидуальная любовь.
Связь сексофобии с деиндивидуализацией личности хорошо понимали такие писатели как Михаил Булгаков, Евгений Замятин и Андрей Платонов.

( даются отсылки также к "1984" Оруэлла).
Излагается взгляд на то, почему развилась сексофобия после революции:

Место интеллигентов и выходцев из рабочей среды сплошь и рядом занимают вчерашние крестьяне, происходит своего рода "одеревенщивание городов".
Культурная и кадровая революция, в сочетании с массовыми репрессиями против специалистов, сопровождалась общим ростом антиинтеллектуализма. "Антисексуальные" аргументы были для вчерашних крестьян гораздо убедительнее, чем для предыдущих правящих элит, поскольку они опирались на их официально осмеянные и оплеванные, но не исчезнувшие, религиозные запреты и табу. В глазах этих людей секс действительно был грязным, а любые разговоры о нем - непристойными. Отказаться от секса они, разумеется, не могли и не собирались, но вычеркнуть его из культуры им было очень легко, они делали это искренне и с удовольствием. ... Буржуазная и крестьянская семья, имевшая частную собственность, была автономна от государства, поэтому большевики пытались ее разрушить или хотя бы ослабить путем обобществления быта и воспитания детей.

По отдельности вся эта информация кажется скорее справочного толка, но когда изучаешь весь процесс в динамике, следя за ходом рассуждений автора, становится просто страшно.


спасибо за развернутый ответ