Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

24 июня 2022 г. 01:32

198

4.5 Когда мужчина нарушает клятву.

"Излишне говорить, что эта сказка ежегодно повторяется перед публикой, которая всегда имеет любезность терпеливо смотреть ее".
(автор)

260 лет назад была написана эта сказка, но до сих пор она играется на сцене и пользуется успехом.
Карло Гоцци создал фьябу, или трагикомическую сказку для театра, которая прославил его на весь мир. Википедия даёт такую характеристику жанру: "В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причём источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне, Труффальдино, Тартальи, Бригеллы и Смеральдины), а трагического — конфликт главных действующих лиц". Говорят, что для написания своих пьес Гоцци использовал сборник "Персидских сказок". Драматург задался целью сделать каждую из сказок отличной от других "как по канве, так и по ситуациям".
"Женщина-змея" - пятая из десяти сказочных пьес. Действие этой фьябы разворачивается в двух разных местах - условном Тифлисе и сказочном царстве фей Эльдорадо. Таким образом, восточный колорит гармонирует с фантастической составляющей. Если бы не импровизация масок и стихотворный размер, повышающий трагедийные нотки пьесы, то сказочный сюжет мог показаться классическим. У меня возникли ассоциации с нашими Иванами и царевнами-лягушками, когда незадачливый влюблённый проявляет нетерпение, идёт наперекор наставлениям дождаться объяснений в назначенный срок, а потом страдает и пытается добиться прощения и возвращения жены, выполнив три задания (решив три задачи). Даже образы заколдованных лягушки и змеи мне показались схожими.
Гоцци вплетает в привычную сказочную канву мифологические составляющие. Или наоборот: в привычные мифы о бессмертных и смертных вносит сказочные элементы. Думаю, каждому в трагический момент сожжения детей-близнецов припомнится Медея, убивающая детей.

спойлер
У Фаррускада, наследника царя Тифлиса, и феи Керестани, царицы Эльдорадо, всё сложилось по-другому, на то она и сказка.
свернуть

Карло Гоцци не ограничивается сказочно-мифологическим сюжетом, он пытается задействовать зрителей, бросая под ноги отрубленную голову великана или продавая газетные листки. В звучащих шутках слышится намёк: простому люду хочется смеяться, зачем сдерживать смех в угоду господам. И всё это на фоне двойной трагедии: страдающего и взывающего ко всем силам Фаррускада, нарушившего клятву, и погибающего в осаде Тифлиса. Даже читая глазами, чувствуется плотная насыщенность пьесы яркими сценами, поэтическими строками, эмоциями и событиями.

Пьеса прочитана в группах Драматургия и Austenland