Больше рецензий

1 августа 2013 г. 20:49

227

4

Колумнист The New York Times Дэвид Брукс написал антропологический портрет верхушки современного американского среднего класса, который он назвал "бобо" — в сокращении от "богемной буржузии".

Важнейшее достижение образованной элиты 1990-х в том, что ее представители создали образ жизни, позволяющий сочетать благополучие и успех с вольностью и бунтарством. Создавая дизайн-бюро, они, оставаясь художниками, могут претендовать на акционерный опцион. Запуская гастрономические марки, они нашли способ быть одновременно экзальтированными хиппи и корпоративными толстосумами. Используя цитаты из Уильяма Берроуза для рекламы кроссовок Nike или встраивая в маркетинговые компании хиты Rolling Stones, они поженили бунтарский стиль с корпоративным императивом.


Вся книга поделена на семь глав. Первая рассказывает историю возникновения бобо ("истокам современной элиты положили начало преподаватели элитарных американских университетов"), а шесть остальных описывают важнейшие сферы их жизни: потребление, рабочую жизнь, интеллектуальную, удовольствия, духовная жизнь, политическую. Автор описывает все аспекты существования этого класса: нравы, ценности (образование, работа, репутация, деньги, самореализация, стабильность, польза), добродетели (креативность, терпимость, умеренность), места обитания ("живые" города, сельские пейзажи, мебель в стиле "ретро" — всё пропитано ностальгией по прошлым временам, когда всё было проще), рабочие места (корпорации, поощряющие тимбилдинг, карьерный рост и псевдоравноправие), отношения (бобо за безопасный и ответственный секс во всех его проявлениях), философию (радикальный индивидуализм, возможность выбора прежде всего). Иными словами, автор описывает, как бобо появились, где они живут, где работают, как тратят деньги, как строят отношения, чего хотят, в кого верят и за кого голосуют.
Книга интересна щедрыми деталями и остроумными наблюдениями автора. Когда он говорит об отношении бобо к сексу, то в качестве примера приводит работу Аризонской ассоциации садомазохистов, а интеллектуальную жизнь описывает на примере гипотетической судьбы выпускницы Йельского университета, которая захотела стать Киссинджером своего времени.
Если у вас нет знакомых бобо, то вы с лёгкостью можете их представить, потому что много раз видели в голливудских фильмах. Возможно, это вы сами: "бобо" можно назвать любого, кто совмещает желание жить безбедно с желанием жить интересно.
Если не принимать во внимание дурацкое название, которым Брукс окрестил описываемый класс, то в книге я встретила удивительно много знакомого — и это в Средней Азии-то. Некоторые страницы хочется цитировать друзьям целиком, настолько всё знакомо. Начиная с того, какое значение мы придаём работе (для нас это очевидная составляющая смысла жизни, хотя ещё двести лет назад приличному человеку работать было зазорно), до того, как любим фактурный "олд-скул" во всех проявлениях.
Интересно следить за тем, как по мере приближения к концу менялся тон автора. Вначале он был откровенно издевательским (вот из описания, как бобо тратят деньги: "только поверхностный человек готов потратить сотни долларов на икру, напротив, отслюнявить столько же за первоклассный грунт для сада способен только человек глубокий"), к середине сарказм перетекает в мягкую иронию, затем автор откровенно признаёт, что хоть в бобо нет героизма, глубоких страстей, благородства или величия, жить с ними комфортно и уютно. В предпоследней главе начинается что-то странное: читателю дают знать, что автор всё-таки относит себя к описываемому классу, апология сменяется панегириком и в седьмой главе вдруг появляется платформа действий, необходимая для поддержания великого духа и могущества американской державы. Просто процитирую последнее предложение: "Но если они поднимут голову и зададутся главными вопросами, они смогут войти в историю как класс, который привел Америку к новым высотам".
В книге много интересных моментов не только про жизнь и идеологию бобо. Например, в первой главе автор приводит "кодекс природной аристократии", произнесённый Эдмундом Берком, идейным родоначальником британского консерватизма, в английском парламенте. Автор не скупится на цитаты из важных работ по теме (к примеру, подробно разбирает "Смерть и жизнь американских городов" Джейн Джекобс). Пара страниц посвящена тому, как менялось понятие "интеллектуал" и укорачивалась дистанция между мыслью и делом. В главе про рабочую жизнь Брукс упоминает качество, по его словам, необходимое сегодня для карьерного успеха, — "метис".

Для человека, приобретающего метис, главное — это практика, а не рассуждения и грезы. К примеру, поваренок может обучиться правилам кулинарии, но только шеф-повар владеет ими настолько, чтобы понимать, когда их применять, а когда модифицировать или даже нарушать. Выпускник университета может прочитать книгу по педагогике, но только обладающий метисом учитель способен вести класс, завладеть его вниманием. Метис существует только в момент использования; зачастую человек, им обладающий, не сможет облечь свое умение или приемы в словесную форму.


В целом, это книга про современную американскую культуру. Она даёт ясное понимание, как менялась социальная иерархия в Америке, меритократия вытеснила аристократию, капитализм и гедонизм слились воедино, представления об успехе поменялись и на передний план вышли главные ценности современности: образование, карьера, умеренность.