Больше рецензий

Tsumiki_Miniwa

Эксперт

ещё та фантазёрка

19 июня 2022 г. 13:25

3K

5 Казнить нельзя помиловать?

Маргарет Этвуд – крепкая тетка. Как тот грильяж в шоколаде, что любишь, но боишься есть. Того гляди обломаешь зубы, пока дойдешь до сути. Пять лет прошло с момента, как Фредова поведала мне свой рассказ, а мало чего изменилось. От книг Этвуд мне дурнеет, но и оторваться от них нет никаких сил. В начале она всегда меня шокирует своей образностью. Ныне вот отправила в нокаут описанием пионов, чьи бутоны ощупывали воздух, словно глазки улиток. Мимо пионов, продаваемых охапками у метро, я прохожу каждый день, и услужливая память все еще подкидывает мне это сравнение из первых страниц романа… Потом я привыкаю, вхожу в колею, вспоминаю, что надо приноровиться. В своей подаче Этвуд так же уникальна, как та же Аткинсон, например. От нее получаешь удовольствие с привкусом легкой брезгливости.

Впрочем, было бы странно ожидать от истории жестокого преступления, основанной на реальных событиях, воздушности и милоты. Главными героями книги становятся горничная Грейс Маркс, причастная к убийству своего работодателя Томаса Киннира и экономки Нэнси Монтгомери в 1843 году, и молодой врач-психиатр Саймон Джордан, который пытается не только получить правдивую картину случившегося, но совершить открытие в области исследования амнезии и сделать себе на том имя. Ни его, ни ее рассказу доверять не приходится хотя бы просто потому, что сама Грейс трижды меняла свои показания на суде и даже уже в исправительном доме, во время доверительной беседы, свое истинное лицо доктору Джордану так и не показала… В ворохе жутких откровений, газетных вырезок, недомолвок и сплетен читателю предстоит отыскать зерно правды, но, конечно, одними лишь поисками это книжное приключение не ограничится. В обратном случае это была бы уже не Маргарет Этвуд.
На деле смысловые границы романа куда шире, чем могут казаться, и обрамляют не только хронологию одной страшной трагедии. Повествуя о деле Грейс, в ходе которого до конца так и не было выяснено, что управляло служанкой – неукротимая злая воля или психическое расстройство, автор затрагивает и щекотливую тему лечения душевнобольных в XIX веке, когда любое отклонение в поведении нередко приравнивалось к истерике и искоренялось самыми неожиданными методами – от строгих диет и банок до кровопускания и физических наказаний. Не забывает рассказать Этвуд и об особом отношении к слабому полу в вопросе осуждения и заключения под стражу. Даже доктор Джордан, придерживающийся передовых взглядов, считал женщин существами студенистыми и бесхребетными, которые расплылись бы на полу, подобно плавленому сыру, без утягивающих корсетов и крепкого мужского плеча рядом. Предполагалось, что слабохарактерность, коей женщины якобы наделены от природы, не позволит пойти на преступление. За решетку исправительного дома попадали единицы, остальных же отправляли на лечение в психиатрические клиники.
Вообще тема незавидной женской доли выписана здесь тонкой кистью, искусно и совсем не повестки ради. Одна только история Мэри Уитни чего стоит! А ведь сдается мне, таких несчастных жертв прошлого, не имевших право на аборт и погибших от рук живодеров, была не сотня, не тысяча, а куда больше… И конечно, никак нельзя остаться безучастным к тому страху перед свободной жизнью, который испытывает Грейс Маркс в финале книги. Проституция была едва ли не единственным шансом выжить для незамужней одинокой женщины без протекции и особых талантов в беспощадном позапрошлом веке. Вопрос о «радостях» и продолжительности этого пути оставлю открытым.
Это не первая история преступления, перелитая из сухой протокольной сводки в сосуд художественного слова, с которой я познакомилась, и надо сказать, я изначально не ждала от нее детектива со всеми присущими ему чертами. Возможно, именно это и дало мне возможность насладиться книгой в полной мере. Если «Рассказ служанки» несколько разочаровал своей незавершенностью (к сожалению, на момент прочтения о второй части не шло и речи), то роман «Она же Грейс» наоборот получился цельным, ладным, мрачным и таинственным. Немало тому способствовали и повествование с разных ракурсов от ненадежных рассказчиков, и уже привычная полубезумная образность, и письма, органично вплетенные в полотно сюжета, и символы, припрятанные между строк.

Кем же была Грейс Маркс? Превосходной актрисой и весьма искусной лгуньей или жертвой? Пусть каждый решит для себя сам. Во время чтения меня не отпускало ощущение, что служанка водит меня вместе с доктором за нос и что она не так проста, как кажется. Однако в финале мне стало ее неожиданно жаль, и для меня вот эта способность автора перевернуть к финалу читательское восприятие текста с ног на голову является еще одним подтверждением таланта. Кем бы ни была Грейс, в финале она – уж точно не самый счастливый человек, прошлое которого как осколки разбитой посуды, которые не собрать, которые нельзя ничем заполнить, с которыми можно только примириться и жить.

картинка Tsumiki_Miniwa
Книга прочитана в рамках игры "Книжное государство"
За отличный совет из подборки для меня большое спасибо Юле JewelJul .
А за шикарный подарок спасибо Насте LiLiana .

Ветка комментариев


Советую, мне эта трилогия хорошо зашла.

PS: Ко мне можно на ты:)


ЗдОрово, тогда беру :) Спасибо!

И ко мне на "ты" тогда ;)