Больше рецензий

18 июня 2022 г. 13:06

436

2.5 Любовь как...

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

картинка InniS
Описания-описания-описания. Характеристики персонажей не в действиях персонажей, а от лица автора. Очень много деталей во внешности. Контраст сестер Веры и Анны – на целую главу. Пустые разговоры – безделье двух кумушек, делящихся впечатлениями о своей праздной и пустой жизни.
Если виноград – обязательно "изабелла", и затянули длинный романс о цвете ягодок, их размере, пора бы остановиться, ведь сестра приехала помогать, надо это как-то и что-то обсудить. Но наш классик , похоже, забыл, зачем сестер свел вместе. Мелькнула причина - и ладно.

Длинный обзор меню со всеми подробностями, все детальки – тут: размер рыбы, цвет плавников, как двигаются жабры: всё очень полезно и занимательно. А список гостей – это обязательно, со всеми подробностями, описаниями внешности и одежды. Буквально вгоняет в транс своими длинными завитушками – про мопсов, винтовки, оперу. Самое шикарное – описание самого браслета: камни, игра света , цвет. В этом Куприн – мастер, это я еще с «Суламифи» помню. И видимо знаток драгоценностей и суеверий, связанных с ними.

Нудные дедушкины воспоминания «времен Очакова и покоренья Крыма». Немного эротики, немного романтики …А где история, где интрига, где конфликт? А вот и история: история семейной жизни дедушки…Может быть, это интрига? Вроде бы нет, сам себя вьючным верблюдом обозвал, свою сбежавшую жену всячески выставил на посмешище. Молодец, дед! Любовь должна быть трагедией без всяких жизненных удобств. Научит внучку на её голову. И истории его – скабрезно-замороченные, трагические и невероятные. Прапорщик в роли Анны Карениной, вот это верх маразма от безделья и глупости. Дедуля ещё и провокатор – подсказывает княгине Вере присмотреться к влюбленному воздыхателю с браслетом.

Постепенно история роковой любви оказывается публичной и обрастает подробностями. В дело вмешиваются мужчины и, появляется динамика. Посетить виновника любовной интриги – это конечно смелый шаг. Особенно в те времена, ведь и дуэли еще были, кажется? Но нет, это не из этой ситуации. Проще намекнуть на такую, бюрократическую расправу с зарвавшимся домогателем.

Описание Желткова – очень трогательное, вызывающее жалость и омерзение одновременно. Конфликт с мужем и братом княгини Веры – вымученный, истеричный. Но хуже всего позиция самой героини, она отвергла Желткова в телефонном разговоре, а потом устраняется, разыгрывая невинность и непонимание в разговоре с квартирной хозяйкой. Сам Желтков – играет для себя в любовь, вымучивает идеал из вполне живой и не слишком загадочной женщины. Впрочем, ему важна даже не она – он упивается своими чувствами к ней, наслаждается своими страданиями, мучает себя и радуется этому. Он еще и растратил казенные деньги? Безусловно, романтический персонаж, куда же без этого. Даже его трагический конец не вызывает ничего, кроме недоумения. Зачем и почему? Да, здесь была бы неуместна логика и мысли о правильности и грехе, но хоть чуть-чуть наблюдательности и правдоподобия не помешали бы.

Сама княжна Вера – пуста, не уверена в себе, не ищет развлечений, да и к чувствам неспособна. Рыдает , получив письмо от Желткова, но вряд ли осознает что и кого оплакивает.

Сюжетно – скучно, перегружено деталями и описаниями. Персонажи – картонные, не вызывающие сочувствия, скорее, символы, чем живые, страдающие люди. Стилистически – вычурно, с огромным количеством воды, многословными диалогами.

Удивительно, но читая у Фостера в "Искусстве чтения" главу о сексуальных триггерах в литературе, параллельно слушала «Гранатовый браслет» Куприна. Интересное совпадение и изумительная перекличка – болезненное и раненное чувство Желткова, исследованное с точки зрения образности и приемов писателей. Вот тут и цвет камней заиграл по-другому, превращаясь в намеки на кровь, и , то, что браслет раньше принадлежал женщинам из семьи Желткова - ага, намёк, на привязанность мужчины к определенному женскому типажу. Тут же - он меняет браслет, и дарит его избраннице, видимо, пытаясь изменить и ее и, и свои чувства к ней. Но даже этот психоанализ и разбор аллюзий, и очень приятный голос чтеца общего впечатления не исправили.

Куприн - точно, не мой автор, только если захочется вдруг чего-нибудь пышно-цветистого, по-бразильски сериального и мелодраматичного. Но это - вряд ли.