Больше рецензий

Moonzuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июня 2022 г. 13:35

232

5 Десант в шестидесятые

Люблю читать старую советскую фантастику. Эти книги позволяют как бы вернуться в атмосферу оставшихся в детстве шестидесятых годов, в атмосферу радости, праздника и доверия к миру вокруг тебя. Казалось и взрослые жили радостно (скорее, конечно, казалось, - ведь в этом возрасте ты удален и огражден от проблем большой жизни). Такие воспоминания еще и результат более поздних жизненных наслоений. Но вера в то, что я живу в лучшей в мире стране, а будущее - «светло и прекрасно» жила во мне в эти годы.
Что я любил тогда читать? Как и многие мальчишки - приключения и фантастику. До сих пор помнятся «Желтое облако» и «Легенды о звездных капитанах». Что характерно для космической фантастики тех лет? Утверждение мощи человеческого разума и вера в быстрый прогресс в освоении космоса, которая опиралась на энтузиазм, рожденный полетами первых космонавтов. Да, в сроках ошиблись... Но и эти ошибки сейчас воспринимаются как сигналы из той эпохи веры в Человека. И первый вариант «Марсианских хроник» Рэй Брэдбери - Марсианские хроники (сборник) мне интереснее именно этими временными просчетами.
Повести и рассказы, представленные в этой, - первой книге, выпускаемого издательством «Престиж Бук» собрания произведений Дмитрия Биленкина по большей части и относятся к фантастике шестидесятых годов. Попробую далее коротко их представить и поделиться своими мыслями, возникшими при чтении.
Десант на Меркурий
Восприятие природы высокотехнологичными приборами и органами чувств человека. Человек может зафиксировать и проанализировать нюансы явлений, неподвластные «числу и мере». Человек - продукт земной эволюции и в условиях других планет его биологические «окна в мир» не всегда способны донести информацию адекватно. Разум «подстраивает» чувства. Смотреть и видеть.
Космический бог
Попытка возомнившего себя сверхчеловеком авантюриста установить господство над Землей путем озонового шантажа от имени «пришельцев», якобы желающих спасти земную цивилизацию. Предлагаемая программа («консервативный социализм» - не более чем вводящее в заблуждение, привлекательное для определенных групп словосочетание): всеобщее разоружение и отказ от научного прогресса, несущего угрозу жизни (новые виды оружия), безработицу и нищету (замена человека-рабочего автоматом). Уверенность в поддержке такой программы толпой среднестатистических обывателей («только мое горе - горе»), относящихся к той части человечества, которая еще живет в «странах капитала». Подобная программа реализована у Булычева в «Любимце» ( Кир Булычёв - Любимец ).Один из последних "оскалов гибнущего капитализма".
Конец закона
Полынов как и в первой повести выступает в роли исследователя, только теперь ему нужно разгадать не секрет природного явления, а механизм воздействия на психику населения некой страны. В какой-то степени продолжение темы Космического бога - зажатый в тисках «свободного мира» обыкновенный человек готов все в этом мире сокрушить, подчиняясь зомбирующему воздействию неких сил, использующих его как слепое орудие в достижении своих целей.
Сила сильных
Пожалуй, одно из самых известных произведений Биленкина. Здесь уже действует потомок космопсихолога Андрея Полынова - Антон Полынов, события происходят в отдаленном будущем, под угрозой само существование Земли.
Первая и третья повести - «приключения интеллекта», решение научной задачи в экстремальных условиях, вторая и четвертая - «приключения героя», динамичное развитие сюжета, вмещающего в малом объеме текста большое количество событий.
В большинстве рассказов сборника юмор сопровождает разговор о серьезных научных проблемах: от первого - «Откуда он?» (необычный цветок, появившийся на дачной грядке не удается исследовать так как далекий от науки молодой человек вырывает его для украшения букета) до последнего - «Сберкасса времени» (не всякое кажущееся благом применение достижений науки в действительности благом оказывается). «Незапертая дверь» - иллюстрация к словам Пушкина «случай, бог-изобретатель». «Время невидимок» занимательно рассказывает о сложности восприятия объектов, существующих в системе с другим масштабом отсчета временных интервалов.



Без чувства юмора в нашем деле нельзя: сгоришь от перенапряжения. А шутка,...как предохранительный клапан. Посмеешься - и сразу легче