Больше рецензий

16 июня 2022 г. 11:37

863

2 «Слишком уж больно заглядывать внутрь себя, когда смотреть особенно не на что». (с)

⠀⠀⠀Какая отличная основа сюжета была и какое странное, даже несуразное окончание истории — вот что можно сказать про книгу. К сюжету множество вопросов, и, если начать их задавать, он развалится на глазах. Неудивительно, что у книги неоднозначные отзывы и рецензии. Я хотела верить, что книга окажется сильной, интересной и захватывающей до самого конца. Но получилось, будто авторки сами испортили сюжет. Но обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:

«Мне хотелось бы думать, что я хороший человек, но точно мне этого не узнать. Я не помню своего настоящего имени, откуда я, есть ли у меня семья».
⠀⠀⠀Эддисон. Женщина, которая не помнит прошлого. Оно как будто в тумане, ведь все, что помнит, это последние два года. Теперь, когда Эддисон выходит за красавца Габриэля, она начинает сомневаться — вдруг в прошлом было что-то, что сломало или испугало ее? Как можно любить такого человека, у которого нет ни имени, ни прошлого? Женщина окунается в мир сомнений, из которого сможет выбраться только если разгадает тайны прошлого. Джулиан. Известный доктор Бостона, потерявший жену. Он не оставляет попытки найти ее, ведь каждый раз он видит дочь, которая не понимает, как мать могла бросить ее. Блайт. Как сын, которого она воспитала, мог связаться с женщиной, хоть и вежливой с виду, которая не знает ничего о прошлом? Ей придется или смириться, или начать своё собственное расследование.
«Как человек без прошлого, без семьи и с едва намеченной карьерой, я мало что могу предложить Габриэлю».
⠀⠀⠀В книге три основные линии повествования, добавляются еще две как минимум со второй части. Это помогает раскрыть разные точки зрения: женщины, не понимающей, как жить и чем заниматься; женщины, сомневающейся в выборе своего сына; мужчине, потерявшего жену. Время распределено грамотно между линиями и позволяют узнать многое о героях (по крайней мере, в начале). Книга отчасти напоминает атмосферу «Ребекки» Дафны дю Морье, даже отсылка на это произведение присутствует. Игры разума, газлайтинг, сводящий с ума. Пугающие тайны и неожиданные сюжетные повороты. Возникла надежда, что жил была попытка воссоздание формы сюжета «Ребекки», только с новыми красками, условиями и героями. Однако, чем дальше в лес, тем больше проблем. Атмосфера — гнетущая, тревожная, пугающая — на месте, но зато сюжет, авторские решения и персонажи явно проблемные.
«Все смеются, а я стою с застывшей улыбкой, стараясь показать, насколько лишней себя чувствую. Осознает ли Дарси, как ей повезло, что она с детства знала, чем хочет заниматься в жизни?».
⠀⠀⠀В чем заключаются проблемы сюжета и персонажей? Во-первых, излишняя путаница может привести к неожиданно плохим последствиям. Интриги — это супер, они помогают сделать сюжет привлекательным для читателя. Только тут они ощущаются довольно притянутыми за уши. Книга «Последняя миссис Пэрриш» была в разы проще, но не потеряла очарования. А вот «Незнакомка в отражении» получилась настолько запутанной, что сюжет получился слишком хлипким. Только тронешь — и он развалится. Задашь вопрос — и логика исчезает. Во-вторых, слабая концовка такого запутанного сюжета, будто авторки не знали, чем же закончить книгу. Тюрьма, расставание и новая жизнь — серьезно? Это логичный исход, но в контексте книги выглядит странно. Такой сложный сюжет и такая простая (и резкая) концовка? Даже концовка в «Последнее, что он сказал мне» Лоры Дейв с похожим финалом кажется идеальной. В-третьих, линия с Кассандрой странная и непонятная. Сначала было интересно, как же авторки раскроют ее, но затем она как будто становится фоновой, и ей вообще не уделялось внимание. А ведь она начало всего — основа и триггер. Естественно, мы видим конец линии, но история осталась слишком размытой. Затем что с бывшим мужем Эддисон? Вот он был — вот его нет, хотя у них явно оставались вопросы для обсуждения. Хотя бы для спокойствия.
⠀⠀⠀Затем мотивация персонажей, которые выбиваются из сюжета. Джулиан — отдельный кадр: были попытки описать его мотивы, но они остались размытыми, спорными и будто бы неподходящими логике сюжета. Всего лишь хотел защитить дочь — говорит он, а потом смотришь на его слова в книге, и сомневаешься, что авторки помнят, что писали. Он достаточно трезво и открыто оценивал свои поступки, хоть и прикрывался всем чем мог в разговорах с другими. И поэтому последние слова, которые, очевидно, ложь, выбиваются из логики поведения этого героя. Эддисон. В ее случае многое можно списать на проблемы, которые от нее не зависят. Это удобно, на самом деле, особенно когда непонятно, как объяснить поступки женщины, любящего одного человека и быстро принимающей решение по поводу другого человека, которого даже не помнит. Мы же семья, у нас же ребенок! Не хватало периода, где Эддисон, которой свойственно сомневаться в себе, раздумывала о шагах, решениях и поступках. У нее уже был такой случай: тогда она была не слишком стабильна (опять: как легко все списать на проблемы). Но в настоящее время что объясняет ее решение? Глупость и наивность? Недальновидность авторок в развитии сюжета? Можно принять такой вариант, если бы авторки постарались грамотно раскрыть это. Зато получилась сюжетная условность, которая помогла перейти к новой части книги. А Валентина, дочь Джулиана, вообще как будто ненужный персонаж — по крайней мере, такое ощущение складывается из всего сказанного в книге. Где время, которое помогло бы раскрыть ее, показать травматичность ребенка в сложных условиях? Не хочу видеть ее, она меня бросила — и все? Слишком легко пытались отделаться авторки, не давая нужного времени для описания такого значимого персонажа. Радуют только Эд и Джиджи, мотивация которых ясна и понятна.
⠀⠀⠀Читается книга, несомненно, просто. Так было и с «Последней миссис Пэрриш». Авторкам присущи размышления на серьезные темы, даже если они могут быть проблемными в сюжете. В книге отдельное внимание уделяется теме любви. Только вот из-за проблем с поступками героев сложно понять — какую любовь нам пытаются показать авторки? Ту, когда ты легко бросаешь человека и вычеркиваешь его из жизни из-за непонятной логики? Ту, которая сводит с ума? (лучше на эту тему почитайте Дафну дю Морье) Ту, в которой нет грамотного раскрытия? Как видите, даже к темам, важным и понятным всем, множество вопросов. Также авторки снова обращаются к теме насилия, и на фоне темы любви получилось неплохо. События в этой книге дополняют эту тему, начатую еще «Последней миссис Пэрриш». А Ирвин Ялом добавил бы пару слов об этике между психотерапевтом и их клиентами («Лжец на кушетке»).
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): Джиджи и Эд как персонажи, у которых самые понятные (объясненные) мотивы, стимулы и особенности поведения; задумка, которая могла бы быть увлекательной, пугающей, сводящей с ума, если бы авторки уделили должное внимание сюжетным моментам и персонажам; читается книга невероятно просто.
⠀⠀⠀Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): не найдены.
⠀⠀⠀Слабые стороны (минусы): мотивации главных героев (Эддисон и Джулиана) — слабые, непонятные, противоречивые; нераскрытие Валентины — она значимый персонаж, определяющий поведение главных героев (просто существует — это достаточно, да?); слабая концовка (и даже скучная) — такая задумка и такое плохое окончание; искусственно сложный сюжет, который подставляет авторок (можно найти столько сюжетных дыр и проблем, и любой вопрос разрушит хлипкую конструкцию сюжета); линия с Кассандрой (что, зачем, почему, кто она — итого, слабое раскрытие).
Выводы:
⠀⠀⠀Грустно, что интересная задумка и атмосфера игры разума превратились в сюжет, который еле-еле держится на своей конструкции. К сюжету слишком много вопросов, как и к персонажам. Сначала хочется закрывать глаза на небольшие проблемы (например, поведение героев, часто это сюжетные условности), но к концу стало невыносимо. Можно найти множество сюжетных условностей, которые легко становятся дырами. После «Последней миссис Пэрриш» явное разочарование. Слабая реализация, скучная кульминация, слишком простая концовка, у которой как будто нет логики (авторки не смогли грамотно подвести к ней, оставив сомнения по поводу поступков героини). Когда я впервые увидела рецензии и отзывы, закралась мысль: а может, все-таки книга неплохая? Сомневаться полезно, но верить иногда хочется. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Нет, потому что это того не стоит: слабые персонажи, слабые сюжет, слабое раскрытие тем.