Больше рецензий

15 июня 2022 г. 14:08

529

3 За что РПЦ причислила Александра Невского к лику святых или О соработничестве церкви и государства

Признаюсь сразу, факты, изложенные в книге Сергея Баймухамедова "Александр Невский. Спаситель Русской земли" меня не просто покоробили, но и заставили пересмотреть своё отношение к этой исторической личности. Перечисленные известными отечественными историками злодеяния, совершённые благоверным князем на Русской земле не могут никого оставить равнодушным. Виданное ли дело, что к лику святых был причислен человек, который был причастен к таким злодеяниям как

«Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этого сами татары».
Не только носы и уши отрезал
… Доподлинно зафиксировано: он глаза выкалывал бунтовщикам! Как свидетельствует летописец, «вынимал очи ». Причем, говоря при этом, что людям, которые не видят очевидного, глаза не нужны. Вполне возможно, что так поступал Александр и в другие времена, и в других местах. Время и нравы были жестокие, и князья вели себя в соответствии с ними. Но совершенно точно известно: с Новгородом он тогда расправился с беспощадной жестокостью…"

Как, и этот человек, православный христианин, связавший себя навек клятвой в побратимстве с сыном Батыя — Сартаком бывший инициатором страшного, кровавого похода, известном в летописях как «Неврюева рать» был причислен к лику святых? За то, что ордынцы и русские во главе с Невским огнем и мечом уничтожали своих же русских во главе с князем Андреем и князем Даниилом? Это - христианский правитель?

Так за что же Александр Невский был причислен к лику святых? Интересно, что в житиях святого благоверного князя Александра почему то умалчивается о таких "подвигах". Весьма удивительный факт. И это при том, что в житиях других святых, например мученика Варвара Луканского, бывшего разбойника подобные "подвиги" упоминаются. Согласно греческому житию, Варвар был разбойником в "странах Луканских" , погубил более трехсот человек, и никто не мог ни изловить, ни одолеть его, так как он обладал необыкновенной физической силой. Но впоследствии раскаялся в своих злодеяниях и принёс покаяние. Но вот в отличие от Александра Невского, Варвар Луканский на момент свершения своих "подвигов" не был христианином. Вот в чём загвоздка то! А вот благоверный князь Александр Невский был крещён!!! Впрочем даже принесённое покаяние и крещение Варвару Луканскому не гарантировали Царства Небесного. Для того, чтобы искупить свои злодеяния он должен был принять мученическую смерть за Христа. Что и свершилось. Доподлинно известно, что перед своей кончиной Александр Невский принёс покаяние и принял не просто монашеский постриг, а схиму (монашеский затвор) под именем Алексий, своеобразный "ангельский чин", подразумевающий полное отчуждение от мира и посвящение жизни Богу. А вот насчёт искупительной мучительной смерти история умалчивает. Правда, существует версия, популяризации которой некогда способствовал роман Алексея Югова "Ратоборцы", предполагающая, что в последний свой приезд в Золотую Орду Невский был отравлен. И вернувшись, скончался в страшных муках. Но насколько это соответствует истине сказать не берусь. Более же всего в этой истории меня заинтриговали сами сроки канонизации святого. Канонизация Александра Невского произошла в 1547 году, то есть спустя 284 года после смерти князя. И тут сложно не согласиться с тем, что на самом деле Александр Невский являл собой пример православного правителя, который был удобен церкви и который играл важную идеологическую роль для страны, ибо канонизирован он был при митрополите Макарии - стороннике соработничества церкви и государства , причём канонизирован отнюдь не за воинские "подвиги", а как благоверный князь. К этому лику святых, как известно, причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. И всё же какой-то неприятный осадочек после всего этого остаётся. Особенно если учесть, что канонизация Александра Невского произошла спустя почти 3 тысячелетия после его кончины, что позволяет сделать предположение, что она носила в первую очередь политический характер, а уж затем религиозный...

Комментарии


Да-да, вот после таких книг начинаешь смотреть на нашу историю повнимательнее. Я, например, уже не так сильно ругаю Акунина. Есть подозрение, что он где-то даже приуменшает


В. Янин

«К сожалению, я должен сейчас заняться критикой одного из крупнейших деятелей Новгород, Новгорода, новгородской истории. А именно Александра Невского. Александр Невский, заключив союз, понимаете, с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил на Новгород, который никогда не был завоеван татарами, он распространил, так сказать, на Новгород, значит, власть, татарскую власть. Причем, выкалывал глаза, понимаете, несогласным новгородцам. И много за ним грехов всяких. Несмотря на то, что, вот, он победителем был, понимаете, немцев там, во время ледового побоища и в других сражениях, на Чудском озере. Но, тем не менее, Новгород предан был татарам им.»

В. Янин отрицательно оценивает деятельность Александра Ярославовича, считая, что он предал и подчинил Новгород татарам, которые без его помощи никогда бы не завоевали «вольный город».

Янин В.Л. «Александр Невский был грешником» - лекция, на телеканале «Культура» в рамках проекта ACADEMIA. Режим доступа: http://www.aif.ru/academy/article/34285


Спасибо) гляну как-нибудь на досуге