Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июля 2013 г. 18:10

843

5

Надо было обладать большим мужеством, чтобы в уже в большевистской России написать антибольшевистскую книгу. Настолько антибольшевистскую, что была запрещена до конца семидесятых. Но я более чем уверен, приди бы художественный замысел к Булгакову в тридцатые годы, когда сталинизм как политическая форма и явление сформировалась, он бы ни за что не рискнул писать подобные вещи. Побоялся бы за себя, и правильно бы сделал. Но все к лучшему - мы имеем возможность читать замечательную повесть, в которой немного философии, много интеллигенции и много же пролетарской гадости.

– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина.
– Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович


Говорю не таясь, я тоже не люблю пролетариата. Во всяком случае большевистски настроенного.

"Собачье сердце" - один из трех случаев для меня лично (наравне в "17 мгновениями весны" и "Иваном Васильевичем..."), когда одноименное кино вышло не хуже книги. Фильм с Евстигнеевым в главной роли я посмотрел впервые в девяностых. Ничего, конечно же не понял, но запомнил. что такой есть в природе. По прочтении книги я заново пересмотрел фильм, чтобы "заклеймить" и "предать позору". И вот наоборот, говорю - это шедевр. Евгению Евстигнееву удалось не просто сыграть профессора, он показал одно из лиц интеллигенции. Я смотрел фильм и понимал, что именно таким я Преображенского и представлял.

Ненавязчивой непримиримостью на большевиков, швейцаров и пролетариат обрушается Михаил Булгаков, Филипп Филиппович, Владимир Бортко (режиссер фильма) и Евгений Евстигнеев. Ух! Дух захватывает от этой экспрессии!

Пусть: раз социальная революция – не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор ещё запирать под замок? И ещё приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковёр с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через чёрный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?


Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!


- Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел. Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…


картинка serovad

Дальше...

Эта непримиримость - вопреки действительности, когда большевики уже прочно сидят у государственного руля, и как не крути, ковер на лестницу уже не вернут, и в грязных калошах будут и впредь ходить по мраморной лестнице. Это очевидно, будь даже сейчас 1926 год, и мы не знали еще, как все обернется и чем все закончится. Но именно эта непримиримость и дает обильную, жирную пищу уму. Можно по разному относиться к революции, считаться с явлениями ее породившими, но вот к такому хамству, нарочно насажденному вместе с новым строем мириться нельзя.

Все же Преображенский остается интеллигентом до мозга костей.

– Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса? – спросил приятный мужской голос и триковая кальсона откатилась книзу. Запахло табаком и в шкафу за-звенели склянки.

– Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый!



Или вот:

– Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением.


На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.


И тут смелость Булгакова, всюду смелость. Знаю я историю, знаю - только-только отгремели первые ужасы революции, еще не сошли полностью со страниц газет и кремлевский докладов слова "Красный террор". А тут на тебе! Булгаков проповедует идеи гуманизма! Да еще от имени кого? Интеллигента, хотя сколько тысяч таких, как Преображенский, было заботливо выдворено за границу, чтоб удавились там на этом гнилом Западе?

Некоторые фразы меня повеселили и озадачили:

– Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет.


Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими.


Ну, положим, газет я не читаю ни перед обедом, ни вообще (хватит и того, что я в газете работаю). Но водку я частенько закусываю супом. Каков вывод? Ой. блин!...

Я так много распинаюсь про Преображенского, потому что этот образ меня исключительно очаровал и взволновал. С Шариковым все как раз понятно - подлец и сволочь, с собачьими замашками и швондеровской наукой, пролетарий в худшем его виде - преступник и алкоголик. Чего еще можно было ожидать от такого эксперимента? Гибрид отброс человечества и собаки (не худшей собаки, впрочем - рассуждения Шарика делают этого несчастного униженного пса симпатичным). Все же именно в этом кроется вторая часть ответа на предположение Борменталя о фабриковании Спиноз. Что ему ответил Преображенский?

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.


Все равно бы ничего не вышло из этого толкового. даже если бы Преображенский не сдался. Ну, кто бы получился тогда? Спиноза с замашками собаки?

А в принципе, намек только на одно - весь этот пролетарско-большевистский костяк вышел из подворотни, ошпаренный кипятком и привитым гипофизом. Кто прививал, намекать не буду, но как и в случае с Шариковым, очеловечивание остановилось практически сразу же.

P.S. Если тут есть пролетарии, и они обиделись, я искренне извиняюсь. Но мнение свое оставляю при себе.

Комментарии


Но я более чем уверен, приди бы художественный замысел к Булгакову в тридцатые годы, когда сталинизм как политическая форма и явление сформировалась, он бы ни за что не рискнул писать подобные вещи.

И откуда такая уверенность? "Бег", "Белая гвардия" "Мастер и Маргарита" - не менее провокационные вещи. "Мастер и Маргарита", кстати, написано именно в тридцатые годы. Тогда же шел и спектакль "Дни Турбиных". Так что, пожалуйста, говорите только от своего имени, что бы лично вы написали или не написали.

Ненавязчивой непримиримостью на большевиков, швейцаров и пролетариат обрушается Михаил Булгаков, Филипп Филиппович, Владимир Бортко (режиссер фильма) и Евгений Евстигнеев.

Всё в одну кучу... Бортко, если вы не заметили, замечательно показывает не только проф. Преображенского. Там все образы шикарны. А уж великолепного актера Евстигнеева отождествлять с ролью - детский сад какой-то.
Рецензия не понравилась, особенно покоробило, что она написана журналистом (кажется?).
P.S. негативный комментарий вызван не обидой за пролетарий, к которому никакого отношения не имею, а исключительно позицией рецензента. (Это я еще не по всем пунктам прошлась))


а я тоже уверена что не написал бы в 30-е, это очень взрывоопасная штука (но минус ставить не буду, я лучше словами поспорю)
я помню, как мой промытый мозг противился, ну как же, это же так справедливо - отнять и поделить, почему же это говорит отрицательный персонаж, а положительный жизнью жуирует
а с тем что кое-что в куче - согласна


а я тоже уверена что не написал бы в 30-е, это очень взрывоопасная штука

На Ваш взгляд, "Мастер и Маргарита"(1929-1940 г.г. написания) - не взрывоопасная штука? Зачем придумывать: что было бы если бы...? История такова, какова она есть. С тем же успехом автор рецензии мог бы и себе задать вопрос: как бы он отзывался о пролетариате при иной власти. Здесь, кстати, вариант более предсказуем: журналист априори должен держать нос по ветру, прислушиваясь и отражая настроение масс. И оправдания своей позиции долго искать не надо: престижно принадлежать к "обществу голубых кровей" - закуси водочку супчиком, почувствуй себя помещиком; пролетарием? - тоже легко. Огурчиком закусил, родственников-пролетариев припомнил - вот и готов портрет "гегемона революции"


Браво! Аплодисменты!!!

Одно только "но". Нам, журналистам, за "держание носа по ветру", как вы изволили выразиться, деньги платят (чего уж там скрывать). Осталось только найти те массы, которые купили мой нос здесь, на ЛайвЛибе, чтобы мои рецензии были не дальше этого самого носа.


Зачем покупать? Вы и без денег напишете. Профессиональная деформация, увы.


И снова браво! Как хорошо вы в нас разбираетесь!


МиМ написана уже эзоповым языком, с кучей перевертышей, которые можно прямо понять, а можно с точностью до наоборот (ИМХО), и собственно, критика не на строй, а на внутри строя, Собачье сердце - прямое как не знаю что, все сказано в лоб, тогда еще не боялись говорить свое не совпадаюшее мнение, слишком молода была еще власть.
Профессор явно бы не дожил до МиМ, несмотря на умение омолаживать. Даже если бы прикусил язык. Ему бы припомнили, минимум квартирка хороша потому что.
А ругает он не пролетариат, кстати, или вкладывает в это слово совсем другое значение. Ну какой Шариков пролетариат? Или остальные из Собачьего Сердца...
Но согласна, что душевредно думать что было бы, если бы, история такова, какая есть. Но анализировать-то, анализировать-то можно.


Но анализировать-то, анализировать-то можно.

Вот и я о том же. Анализировать, а не фантазировать )


в качестве анализа
произведения авторов, которым было что сравнивать и произведения более молодого поколения, которые родились и выросли после революции, сильно отличаются, последние критикуют без сравнения с тем как бывает или могло бы быть, им просто неуютно и несправедливо, почему - не знают. Потому Собачье сердце выглядит ОЧЕНЬ смелым (в нем еще очень свежа память о том как было совсем не давно и сравнение). После ТАК никто не написал. Даже сам Булгаков. Это сейчас хорошо прочитать. А в 87 году было ощущение от пьесы, что мир рушится - правильные слова вложены в уста неправильного героя. Уж очень промыты были мозги идеями. Казалось, что перегибы, что хорошие идеи извратили недобросовестные люди, а так может и хорошо было б, если б им следовали. А Булгаков сказал - идеи изначально плохи. Очень сильная штука, очень вправляющая мозги.


Вы не хотите рецензию написать на эту книгу) С удовольствием бы поговорила с Вами о "правильных и неправильных" героях и их словах)


+1
тем паче, что Сталин и Булгаков в общем-то встречались, и первый лестно отзывался о последнем, а тот, в свою очередь, даже начал писать пьесу о Сталине. ИВС, правда, отказался, мол, лучше не надо.


Чего нам обижаться, придем в гости


Заходите. Только предупредите, чтобы я... нет, не сбежал, а водку охладить успел. Сорокаградусную.


Правильно. Наиболее действенный метод борьбы с пролетариатом


87-й год это конец семидесятых? в конце восьмидесятых была опубликована...
не надо путать с заграничными публикациями


Это я сам не знаю, почему накосячил, потому что сам был в курсе, что 87-й. Наверное, отвлекло что-то в тот момент. Спасибо за замечание, исправил