Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

15 июня 2022 г. 00:34

3K

4 О колодцах жизни, верёвках смерти и метании крюков...

Есть такие писатели, творчество которых обходишь стороной. Моё нежелание читать Пелевина сложно объяснить логически. Это может быть страх, боязнь запутаться в фантасмагорических сюжетах, не понять идеи или не прочувствовать настроение. Но вот мне потребовался совет родственника (мобы, игры, списочки), а ближайший читающий и родной - это сын. Его рекомендации не отличаются разнообразием, обычно в списке "любимых" три писателя: Пелевин, Каганов, Лукьяненко. Мне выпал первый номер.

А теперь попытаюсь разобраться с "Тайными видами на гору Фудзи" и собственным отношением к Виктору Олеговичу.
С сюжетом всё прозрачно. Бывшие одноклассники Таня и Федя пересекаются в достаточно взрослом состоянии. Если Таня начинала красиво, осознав силу своего оружия ещё в юные годы, чтобы успешно продаваться, а к моменту разворачивания данной истории потускнела, располнела и стала задумываться о будущем, то Федя, наоборот, не мог похвастаться ранними победами, а вот настоящий Фёдор Семёнович - известный олигарх из списка Forbes, ему по карману купить целый гарем.
Начинается всё с некоего Дамиана Улитина, продающего счастье по прейскуранту. Разработанный им стартап FUJI («Фуджи И», «Fuji Experiences») предоставляет покупателям несколько видов развлечений, начиная с несбывшихся ожиданий (помпейских пустот), заканчивая эмо-пантографом и постижением джан с помощью монахов, специально выписанных из Бирмы. Возвращение в молодость заключалось в реконструкции памятного эпизода, что запустило параллельную линию развития событий и разработку темы эзотерического феминизма. Каждая часть книги представлена в двух началах - мужском и женском (Фёдора и Тани).

Что на самом деле скрывается за сюжетом? Какие идеи и аллюзии припрятаны для любопытных?
Первая возникшая ассоциация - "Улитка на склоне" Стругацких. Пелевин не умалчивает родства истоков. Наоборот, цитирует хайку Кобаяси Исса (Маленькая улитка! Медленно-медленно взбирайся по Фудзияме!) и делает краткий смысловой анализ известных строчек. Подозреваю, что именно за такие копания в теме, поклонники Пелевина ценят его творчество. Умеет автор очаровать читателя интересными выкладками или рассуждениями. Взять, например, монахов, буддийскую джану, медитативный опыт, переданный с помощью эмо-пантографа - завлекательно ведь! А концепция пространства и времени, созданная женской вагиной? Все эти колодцы жизни, верёвки смерти, крючья? Или дивная история мезоамериканок, живших в условиях матриархата и свободы?
До какого-то момента читаешь и не чувствуешь подвоха - немного истории, чуть больше вымысла, много фантазии. Потом замечаешь припрятанный цинизм и что-то похожее на сатиру. Дальше - больше. Понимаешь, что это не просто ирония, а стёб. И всё приправлено выпивкой, кокаином, "украшено" гениталиями. Взглянуть на мир глазами героев Пелевина бывает неловко. Но хуже другое (предполагаю, что именно это "другое" отпугивает в творчестве Виктора Олеговича): в какой-то момент возникает ощущение, что автор насмехается над читателем. Он делает это тонко - скорее чувствуешь, чем осознаёшь. Например, перефразирует "метание бисера перед свиньями" в "метание крюка" перед теми же свиньями. Хотя, нет, свиньи уже другие...

Книга прочитана в игре Собери их всех!

Ветка комментариев


Спасибо! Всегда приятно узнать, что ты не одинока в своих взглядах.