Больше рецензий

TheLastUnicorn

Эксперт

Единорожик Лайвлиба

29 июля 2013 г. 11:17

170

2

Читая эту книгу, я неоднократно вспоминала цитату из "Трое в лодке...":

Вам никогда не удастся оторвать Гарриса от прозы жизни. В нем нет никакого порыва, нет безотчетного томления по недосягаемому идеалу...
Окажитесь как-нибудь ночью вдвоем с Гаррисом на берегу моря и воскликните:
"Чу! Слышишь? Не пенье ли русалок звучит среди гула вздымающихся валов? Или то печальные духи поют погребальную песнь над бледными утопленниками, покоящимися в гуще водорослей?"
И Гаррис возьмет вас под руку и ответит:
"Я знаю, что это такое, старина: тебя где-то продуло. Пойдем-ка, тут есть одно местечко за углом. Там тебе дадут глоток такого славного шотландского виски, какого ты отродясь не пробовал, - и все будет в порядке".


И мне казалось, что я - тот самый Гаррис, а Бэнкс втирает мне мозговыносящими метафорами о русалках и прочих непонятных вещах. И я ему говорю, расслабься, тут все свои, а он продолжает выражаться тем же трехэтажным языком, для которого я, видимо, слишком еще молода да зелена. И вот этот тяжелый, тягучий язык стал для меня самым большим минусом книги - я ее не читала, а продиралась через нее. Что-то он сам себя переумничал на мой взгляд.

Другое дело, что и сюжет меня нисколько не захватил. В этой книге рассказывается о войне, где царит мародерство, убийства и безнаказанность, дороги наводнены беженцами, люди в панике, в шоке... Парочка, вроде бы, добропорядочных аристократов пытается убежать и бросить свой замок на растерзание мародерам, но их перехватывает группа солдат и возвращается с ними в замок. Они берут парочку в плен, захватывают их замок и, если сначала они ведут себя более или менее добропорядочно, то безнаказанность и вседозволенность постепенно развращает их, превращая в гнусных и грязных бесов. Замок здесь выступает в роли одного из главных героев - мы следим за его упадком, медленной гибелью, и, вместе с главным героем, не можем ничего сделать, чтобы остановить мародерство. Гнетущая атмосфера, ни одного героя, который бы мог полюбиться - все это давит на протяжении всей книги. Потому что главный герой и его "жена" тоже совершенно неприятные люди, по своему развращенные аристократической вседозволенностью и, насколько я поняла, изначально с гнильцой людишки. Не зная, за кого зацепиться в этом повествовании, сочувствуешь только самому замку - как его, такой величественный и надежный, так легко разрушить изнутри.

Упадок, людской и того, что сооружено людьми, угнетает и "Песнь камня" не вызвала у меня приятия, отклика, не дала какой-то надежды, что я ожидала от нее. Хотя, своим стилем, Бэнкс, на мой взгляд, давал мне ясные сигналы того, что пощады не будет, но я предпочла, видимо, их проигнорировать...

Комментарии


Все волшебные существа рискуют подхватить синдром Гарриса, единорожки, к сожалению, не исключение. Метафоры о русалках и духах могут быть восприняты ими как унылая проза жизни, в силу сверхъестественности их собственной природы. Точно так же для человека обыденностью становится присущий людям образ жизни и т. п.


Хорошо, что ты мне это объяснил, а то я думала, что я какой-то неправильный единорожик, раз не воспринимаю такие цветистые метафоры. :))