Больше рецензий

Shedwan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 июля 2013 г. 03:09

598

5

Опять я читаю книгу, которую никто не читал :(

Зачем уважаемому исследователю и новатору без видимой причины рисковать с трудом наработанной репутацией, да еще и усложняет себе жизнь враждебным отношением со стороны окружающих? Значит, причина все-таки есть, и тут Моуди снова идет таинственной нехоженой тропой. Если мы то и дело слышим о здоровых людях, которым иногда являются видения и призраки, почему бы не организовать небольшую копию греческого оракула мертвых прямо у себя дома и не вызывать духов на постоянной основе? Сделать это можно с помощью древнего метода созерцания зеркала, а если эксперимент удастся, у нас впервые появится возможность исследовать не только сами видения, но и тех, кто видения наблюдает.

Сначала Моуди рассказывает о том, как пришел к этой необычной идее с зеркалами, потом немного углубляется в историю и литературу, чтобы продемонстрировать, что метод давний и многими народами испытанный, ну и наконец, объясняет, как на практике устроить комнату для духов и снабжает все это историями своих добровольцев, которые увиделись в видениях со своими умершими родственниками.

Я не очень понимаю людей, яростно ругающих эту книгу. Неверующих Моуди всячески поощряет попробовать и самим оценить, насколько реален этот опыт. Ну, а даже если некоторые скептики и считают, что все видения - всего лишь галлюцинации, это тоже не так уж плохо! Люди тратят огромные деньги на наркотики, рискуют свободой и здоровьем, чтобы погрузиться в это состояние, и вдруг- подробная инструкция, как получить все это бесплатно и безопасно в полумраке собственной гостиной!

Что не понравилось мне, так это то, что все-таки непонятно, чем по мнению Моуди являются "зеркальные" видения - образами из глубины нашей собственной психики или жителями реально существующего мира мертвых? Не так уж интересно общаться с умершим дедушкой, если он является лишь проекцией наших надежд и ожиданий. "У меня все хорошо!" - говорит дедушка-призрак и машет рукой, а в реальности с нами говорит собственное бессознательное, мечтающее, чтобы это было так. "Для того, чтобы встретиться с усопшим, достаточно просто отыскать доступ к подсознанию" - говорит Моуди в пользу этой разочаровывающей гипотезы.

Но есть и противоположное заявление, которое автор делает после того, как увидел в видении собственную бабушку: "Я вынес из этого визита твердое убеждение, что со смертью жизнь не заканчивается". И правда, многие призраки в видениях людей выглядели существенно свежее и моложе, чем в момент смерти, а разве не должны были бы мы запомнить их такими, какими видели в последний раз? Но и с этой версией возникает множество вопросов: если это действительно духи, получается, что они только и делают, что являются на зов, бросив свои потусторонние дела?

Ну и еще один вопрос к Моуди. В книге он концентрируется в основном только на аспекте преодоления скорби и совсем не рассказывает о том, что мы можем теперь наблюдать еще и за тем, кто видения видит. Устанавливал ли кто-нибудь камеры или микрофоны? Изучал ли колебания пульса испытуемых или колебания воздуха? Или что-нибудь еще? Вот что по-настоящему интересно!!!

Ну, а в остальном - отличная книга, побуждающая непринужденно заниматься поиском ответов на вопросы мироздания и признать существование сфер, о которых нам очень мало известно. Вызывать духов не буду. Страшно.

Комментарии


Я правильно понимаю что "уважаемый исследователь" выводит существование загробного мира из того, что его бабушка хорошо выглядела?


Что? Нет! Все духи, которых вызывали участники экспериментов Моуди, неплохо выглядели, так что это мои собственные размышления на эту тему :)

А Моуди написал вот что: "Я понимаю, что люди считают подобные встречи галлюцинациями. Как человек, хорошо знакомый с измененными состояниями сознания, я могу утверждать, что моя встреча с бабушкой полностью согласуется с обычной реальностью, с которой я имею дело всю жизнь. Если бы я назвал этот опыт галлюцинацией, то был бы обязан считать галлюцинацией и всю свою остальную жизнь".

Но, видимо, заявление про существование загробного мира в этом контексте было чисто эмоциональным. Потому что далее по тексту и в книге "Последний смех" Моуди говорит, что совсем не уверен, что этот загробный мир существует, хотя многое на это и намекает.

Ну, а то, что Моуди - уважаемый исследователь - в этом ему не откажешь. Он исключительно умный человек с абсолютно научным подходом к своим увлечениям.


Ага.. Значит встреча с умершей бабушкой полностью согласуется с обычной реальностью... Ясно).

Он исключительно умный человек с абсолютно научным подходом к своим увлечениям.


Ну, это просто бросается в глаза :)


"Я был уверен, что, если увижу призрак, ощущения у меня будут совсем другие. Если даже я и увижу что-то, думалось мне, то не допущу дурацкой мысли, будто этот опыт реален".

Вам явно надо попробовать. Неверие вполне может присутствовать, но не должно являться препятствием для экспериментов ;) Это и есть широкий и исследовательский взгляд на вещи.


А если я решусь вызвать бабушку Моуди (тем более если она хорошо выглядит) а она не придёт - это докажет отсутствие загробного мира?


Не думаю, что у вас получится вызвать бабушку Моуди :) Судя по описаниям процесса, вам понадобится для этого нечто большее, чем просто сознание ее привлекательности...

Если у вас не получится - это будет значить только одно - в вашей картине мира все останется по-прежнему. А если получится- существования загробного мира это не докажет, но заставит существенно расширить свои представления о реальности ;)

Об отсутствии загробного мира известно ровно столько же, сколько о присутствии, так что терять абсолютно нечего, зато можно здорово повеселиться, а заодно и удивиться. Там в общем-то под этим соусом все и подано.


Ну ничего себе "повеселиться" - рисковать крушением всей уютненькой картины мира! Да и этот Моуди не думаю что шутит, там написано что он принадлежит к методистской церкви, а потому как он может быть не уверен в существовании загробного мира? Более того - он в этом заинтересован.


"Некоторые высказывали свою обеспокоенность по поводу моей работы. Возможно, они опасаются, что исследования, направленные на то, чтобы подтвердить некоторые данные о мире видений, могут на самом деле эти данные опровергнуть. Такие опасения недостойны ученого. Мы, исследователи сферы паранормального, должны быть готовы к возможности того, что нам придется в значительной мере пересмотреть наши любимые оккультные доктрины, если этого потребуют от нас результаты любых исследований!"

Слышите? Должны быть готовы пересмотреть свою уютненькую картину мира ;)

К тому же, не думаю, что Моуди заинтересован в чем-то конкретном. Допустим, кто-нибудь из ученых убедительно докажет, что смерть это конец. Но у нас все еще остаются отзывы добровольцев Моуди. И тех, кто видел призраков, и тех, кто летел по туннелю к свету. Что же это тогда было? Наверно, это тогда были какие-то сбои сознания. Изучим-ка их. Ну и так далее...

Даже не знаю, как он может быть последователем какой-то там методистской церкви при таких-то убеждениях... Наверно, его заставила жена.


Не, ну я готов... но на исследователя паранормального, боюсь, не потяну. С нормальным бы разобраться) Тем не менее.. Допустим существует некий психологический феномен - когда человек (достаточно впечатлительный) долго вглядывается в зеркало с мыслями о вызове умершего близкого родственника, то он таки может увидеть его в собственном отражении или ещё там где-то. Зная об этом психологическом фокусе прямо намекать на потусторонний мир несколько некорректно, с моей точки зрения.


Кстати это случайно не он мелькал в одной из серий "Сквозь червоточину"? Был там, помнится, учёный-верующий.


Ох, я не видела этой "червоточины", не знаю. Но вообще, Моуди постоянно издевается над христианскими фундаменталистами, так что вряд ли это был он.