Больше рецензий

25 июля 2013 г. 00:06

380

5

А можно перестукиваться с Богом.

Объективно я понимаю и соглашаюсь с тем, что Пелевин — уже классик (вернее было бы сказать постнеклассик, но так короче). Я так думала, ещё когда не читала из него ничего кроме заголовка романа «Чапаев и Пустота» в списке литературы к вступительному экзамену. И теперь только лишний раз в этом убедилась. У него есть всё, что требуется современному классику: традиции, которые нельзя прервать, но можно пустить по иному руслу, чуткое восприятие динамичной и беспорядочной современности и подлинно трагическое осмысление нашей недавней истории («Водонапорная башня», «Онтология детства», «СССР Тайшоу Чжуань»).

Но какая бы всенародная смена белья ни ждала впереди, уже никому не отнять у прошлого того, что видел кто-то.

Субъективно интересные книги я делю на просто интересные и те, из-за которых я пропускаю свою остановку. Дочитывая сборник Пелевина в метро, я не только проехала свою станцию два раза, но и вышла потом не в ту сторону. Но даже и в перерывах на реальность продолжала ощущать наркотическое воздействие пелевинского мировидения. Что меня в нём больше всего радует, так это какое-то молекулярное взаимопроникновение миров по эту и по ту сторону печатного листа. Придушить собаку охота, когда он блеснёт глубокомысленной аллюзией и сам же, зараза, устами персонажа подсказывает, откуда цитата. Или в сказку в андерсеновской манере подмешивает эзотерический галлюциноген («Жизнь и приключения сарая номер XII»). Или заманивает читателя в самый центр гиперреалистической декорации, а потом схлопывает её, превратив в книжку-раскладушку («Девятый сон Веры Павловны»). Или, наоборот, выдёргивает кончики потусторонних ниток из гладкой вышивки реальности («Синий фонарь»). С этим автором держи ухо востро, он может сконструировать мир и перевернуть его с ног на голову одним словом. Шаг — и ты в зазеркалье.
...это оказалась обычная анкета. Саша присел на корточки и на колене, кое-как, стал вписывать ответы — где родился, когда, зачем и так далее.

Кто-то здесь на сайте когда-то сказал, что малая проза автора может служить хорошим пробником всего его творчества. Рассказы Пелевина — как минимум пример замечательного языка. Но даже при такой небольшой дозе философской взвеси я, наверное, уже не буду прежней теперь, когда я знаю, что такое мардонг и ухряб, и почему все вокруг спят.
Не читайте, люди, Пелевина. Спите спокойно.

Комментарии


Ух, ты, как здорово!
А я у него рассказы не читала. Надо почитать, я люблю рассказы.


о, почитай-почитай, особенно в дороге самое оно, время пролетает только так. и мозги в косичку закручиваются %))
это ранние его рассказы вроде бы.
а к романам я прям подступаться опасаюсь даже, хотя книга оборотня второй год лежит под рукой.


а к романам я прям подступаться опасаюсь даже


Да ну! И не с оборотня надо начать, а с Чапаева, или Желтой стрелы, или Омон Ра. Жизнь насекомых ещё - небольшая и задорная книжечка.


покончу с ближайшим списком, куплю в книжном сборник повестей, где Жёлтая стрела, Омон Ра и Затворник и Шестипалый. наверно, всё ж лучше повышать градус постепенно)
до Чапаева доплыву непременно, всё ж универский список х)


Чапаев - лучшее, что он написал, думаю. Ну и ещё Поколение П обожаю.


учёл и в блокнотик записал мысленно.
вообще наблюдаю такую фигню с Пелевиным — разные люди называют абсолютно разные вещи в качестве лучшего у него.


Каждому каждое
всем остальное
никто не постигнет чужую музыку.


чую цитату, но не чаю — откуда.


Это верлибр.


здорово.
или хайку.


Это Джангиров, рекомендую)


«Чапаев и Пустота» — действительно, на мой взгляд, лучшее у автора, и именно поэтому новичку лучше не начинать с этого.
Этот роман очень легко не понять. Легко заработать вывих мозга. А если поймете — то потом все остальное будет как-то... Не очень.
Очень уж там, короче говоря, своя атмосфета. Не надо.

С оборотней начинать тоже, по-моему, не лучшая идея — уже потому, что это вещь наиболее обычная. Не запомнится.

Я бы посоветовал «t» — один из поздних романов, но для знакомства самый что ни на есть удобоваримый.
А еще лучше — после рассказов постепенно повышать до повестей, а романы уж совсем потом.


спасибо за подробный совет. пожалуй, могу уже себе программу по освоению Пелевина вполне составить.
t мне как раз советовали люди филологически ориентированные, так что его тоже имею в виду.
однако

Этот роман очень легко не понять. Легко заработать вывих мозга.


эта фраза меня прямо-таки провоцирует =))


Ну со временем доберетесь, сейчас-то не торопитесь :-)
Оставьте самое сладкое на десерт.


понимаю, до вершины добираться надо постепенно)