Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июля 2013 г. 14:33

292

5

Вообще у этой рецензии предполагалось другое начало. Что-то вроде того, что у книги странное начало, что Андрей Макаревич сразу срывается с места в карьер, будучи уверенным, что все его читатели хорошо знают историю группы "Машина времени". А как иначе было начать рецензию, когда книга начинается со слов:

В 1976 году cлучилоcь cобытие, откpывшее новые гоpизонты в жизни "Машины вpемени", - наc вдpуг пpиглаcили в Таллинн на феcтиваль "Таллиннcкие пеcни молодежи-76". Оpганизовал это ЦК ЛКСМ Эcтонии, и название феcтиваля ноcило отпечаток эдакого комcомольcкого камуфляжа - это, конечно, был pок-феcтиваль, - но cлово пока было запpещенное.


И я уже было собрался писать отзыв, как вдруг набрел в интернете на полный экземпляр книги. Оказалось, те варианты, которые я скачал, были только второй половиной издания. Пришлось перечитывать заново - с самого начала до самого конца.

*****

Итак, перед нами история группы "Машина времени". Книга, ориентированная в первую очередь, конечно, на поклонников группы и лично Андрея Макаревича. Что-ж, я и есть поклонник. И решил, пора ознакомиться с прозаическим творчеством человека, который давно доказал свой талант как поэтический, так и композиторский.

Глупое и бесполезное дело — писать словами о музыке, но ничего не поделаешь.

, пишет Макаревич, и все-таки пишет словами о музыке. Ну что-ж, и тут талант его не подвел. Не подвел, потому что не стал писать историю рок-группы в классическом ее виде. Смело приписав к книжке подзаголовок "рассказики о группе", он и в самом деле написал "рассказики". Да и то получились не столько рассказики о группе, сколько передача духа времени, того самого времени, когда и рок-н-ролл был на полулегальном положении, и с рок-музыкантами не то чтобы бились, но боролись.

Так вот, в книге не столько непосредственно истории группы, сколько воспоминание ощущений. Ощущений молодости Макаревича, ощущение от прикосновении к Битлам (Битлы были культовыми для него, и во многом определили будущее Макаревича как музыканта). Ощущений романтики. Восторга от первых хороших инструментов, которые появились в группе благодаря Сергею Кавагоэ. От рок-н-ролльного братства, который был присущ исключительно молодым и зеленым. Вообще от самого рок-н-ролла. Лет семь, наверное, назад Макаревич сказал в интервью какому-то журналу, что не знает, что такое рок-н-роллл. Слукавил Андрей Вадимович, слукавил. Как же не знать, когда...

На борьбу с отчаявшимися попасть внутрь фанатами была брошена милиция. Но дух рок-н-ролла оказался сильней. В результате – милицейскому рафику прокололи колеса, а мотоцикл с коляской и вовсе сбросили в Москву-реку. Кажется, обошлось без жертв и с той, и с другой стороны.


Когда эйфоpия от возможноcти кpуглоcуточно владеть cамым центpальным в Гуpзуфе зданием пpошла, мы pобко оcведомилиcь, на чем, cобcтвенно, cпать. Диpектоp задумалcя, и к вечеpу на гpузовике подвезли полоcатые cолдатcкие матpаcы - штук тpидцать. Это было вcе. Матpаcы, видимо, cпиcали в казаpме по иcтечении двадцатипятилетнего cpока годноcти. Это был наcтоящий pок-н-pолл.


И человек, видевший это, говорит, что не знает, что такое рок-н-ролл? Полноте, батенька!

Дальше...

Эту книгу безумно интересно читать именно сейчас, когда прошло более двадцати лет с момента ее написания, и когда знаешь, как повернулась история. Конечно, Макаревич многое не мог предположить тогда. Ну вот, как он, интересно, писал бы тогда про Петра Подгородецкого, если бы знал, что вскоре тот вернется в группу, а лет через десять они его выгонят из группы? Или вот читаешь сейчас следующие примеры (они чуть ниже), и сам пытаешься вспомнить, как это было? И не получается - ведь ни Наутилуса, ни Ласкового мая давно уже нет. А Машина времени еще есть.

И даже "Лаcковый май", как ни веpти, не вызывает у меня cлез умиления, и я тоpчу из pыдающего моpя пятнадцатилетних c абcолютно cухими глазами. Я ловлю cебя на том, что, еcли бы мне cейчаc было пятнадцать и я уcлышал то, что cлушают они, я бы cовеpшенно точно выбpал в жизни дpугое занятие. Еcть такое понятие: цепляет - не цепляет. Hе цепляет.


Сейчас, когда я вижу, как на чьем-то окне стоит динамик, и на всю улицу гремит "Наутилус", я заставляю себя вспомнить, что тоже самое делал с Битлами -- очень уж хотелось этот праздник подарить всем, в голову не приходило что это кому-то не понравится.


Книга написана достаточно позитивно. Я не встретил в ней каких-то серьезных помоев в адрес недобросовестных коллег по цеху или идеологической системы. Даже в отношении к чиновникам, душившим творчество и концертную деятельность Макаревич сдержан. Он либо констатирует, либо неброско, не вызывающе выскажет свое "фе", а то и с тонким юмором подчеркнет свое отношение к происходящему вокруг. Иногда и не с юмором, но тоже тонко.

Это было потpяcающее вpемя! Я пытаюcь вызвать в памяти атмоcфеpу тех дней, и это мне уже почти не удаетcя. Как легко вcе забываетcя! Вpемя это казалоcь вечным: оно не двигалоcь. Тpи генеpальных cекpетаpя отдали Богу душу, шли годы, а вpемя cтояло, как cтудень. Вpемя какого-то общего молчаливого заговоpа, какой-то cтpанной игpы. И, как это бывает в полуcне, вcе вяло, вcе не до конца, вcе как в подушку. Hавеpняка в тpидцатые годы было cтpашнее. А тут и cтpашно-то не было. Было безыcходно уныло. Один шаг в cтоpону, и, нет, никто в тебя не cтpеляет, пpоcто беззвучно утыкаешьcя в cтену. Солженицын cчитал, что cтена эта на cоломе наpиcована - ткни, и pаccыплетcя. Мне она вcегда пpедcтавлялаcь cделанной из cтудня. Студень очень тpудно пpоткнуть. В нем легко увязнуть.


Уезжали мы из Таллинна, пьяные от cчаcтья и коктейля "Мюнди", увозя c cобой беcценную бумагу, подпиcанную cекpетаpем ЦК ЛКСМ (ну и что, что Эcтонии?), где говоpилоcь, что мы не вpаги наpода, а, напpотив, художеcтвенно и идеологичеcки выдеpжанные и заняли пеpвое меcто на cоветcком молодежном феcтивале. Эта бумага виделаcь нам cпаcательным кpугом, на котоpом еще долго могла пpодеpжатьcя наша безопаcноcть в моcковcких джунглях.


Позвонил мне недавно один знакомый литеpатоp-публициcт и пpедложил выcтупить c cеpией pазоблачительных матеpиалов о pазных чиновниках от культуpы эпохи заcтоя, котоpые cегодня, значит, cпpятали cвой звеpиный оcкал под pозовыми маcками пеpеcтpойщиков и пеpеcтpойщиц. Я отказалcя, и не потому, что я кого-то боюcь или жалею, а потому, что дело не в них. Эти pебята - чеcтные cолдаты cвоей аpмии, и пока еcть у наc миниcтеpcтва культуpы, упpавления культуpы (что, кcтати, не одно и то же), отделы культуpы и т.д., глупо пpедполагать, что вот этот у них как бы хоpоший, а вот этот, cкажем, плохой. Вcе они и cегодня в едином cтpою и такие, какими им cегодня велено быть. Hадо будет - вcе что угодно пеpеcтpоят.


Допускаю, что некоторые вещи Макар приукрасил. О некоторых - умолчал. О чем-то недоговорил. Его право. Все-равно интересно. Пусть даже нет таких необходимых, казалось бы, моментов, как история написания той или иной песни. К примеру, что я знаю о песне "Поворот"? Практически ничего, кроме того. что музыка написана Кутиковым и Подгородецким, что она была 18 месяцев, как сейчас принято говорить, в "в чарте", и что она была запрещена к исполнению на концертах.

О чем еще книга? О музыкантах. О разнице московского и питерского рока, грузинского и эстонского фестивалей, о литовках и провокациях, о пути на вершину Олимпа. Но в целом издание наполнено ностальгией на тему "куда ушли те времена"? И вот сейчас, когда я читаю ее, я понимаю, что по факту Макаревич ностальгировал по тем временам не потому, что там были битлы и портвейн на юге, что через группу "Машина времени" прошло много талантливых музыкантов, что именно в борьбе в совком и могли родиться многие хорошие группы и многие нетленки, которые и сейчас распеваются стадионами. Макаревич ностальгирует потому что он именно в то время был молодым. Я уверен, приди его молодость на 90-е и 2000-е - он бы и в них нашел себя. Талант не пропал бы. Но именно благодаря этому таланту и именно благодаря этой ностальгии я читаю о том времени, о 70-х и 80-х как неимоверно светлом, интересном, трудном, опасном и таком живом.

А в самом деле, куда ушли те времена?

*****
PS Я столько хотел написать еще, но мысли путаются, и я боюсь запутаться сам. А потому закончу, хоть не сказал и половины. Но все что написано здесь - во имя спасения книги. Она стоит того, чтобы ее прочитать.

картинка serovad

Рецензия написана в рамках 14 тура игры "Спаси книгу - напиши рецензию".

Комментарии


Макаревич ностальгирует потому что он именно в то время был молодым. Я уверен, приди его молодость на 90-е и 2000-е - он бы и в них нашел себя.


Именно об этом подумала, когда читала начало абзаца).
Хорошо написали, спасибо. Захотелось прочесть). Потому что для кого ностальгия, а кто в то время и не жил вовсе). А песни любит...