Больше рецензий

Napoli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июля 2013 г. 23:05

3K

5

Вот уж не думала, что книга с таким скучным "восточным" названием может доставить такое удовольствие. Я хоть и поверхностно знакома с творчеством Кроули, но тут он мне открылся с совершенно иной стороны.

Итак, Кроули увлёкся йогой, прозанимался ею несколько нет, достиг определённых успехов и решил поделиться с респектабельным английским обществом своими соображениями об этом явлении. Из этого получился курс из 8 лекций, по-английски остроумных, на которых великий магистр представил йогу по-западному. Не раз во время чтения книги у меня возникала мысль "А знатно он их троллит!", имея в виду всех этих гуру, йогов и прочих несущих свет и добро в белых просторных одеждах.

Несмотря на то, что йогой я занималась года 3, я поняла, что я занималась абсолютно не тем, что на Востоке зовётся этим словом (или не тем, как понимает йогу Кроули). На Западе йога - это всего лишь обычная гимнастика, иногда сопровождаемая дыхательными упражнениями, которые в свою очередь делаются для более эффективной физической растяжки или нагрузки. Даже на самых продвинутых моих курсах йоги с обязательной теорией, распечатками и скелетом, на котором нам показывали влияние различных асан на тело, йога ограничивалась исключительно физическим аспектом.

Кроули же отодвигает важность асан на самое последнее место. Для него на 95% йога - это медитации и гимнастика ума и души. А асаны - всего лишь один из инструментов воспитания сознания (если тебе неудобно сидеть или у тебя что-то болит, лучше концентрируйся на бесконечности!) Именно об этом он и рассказывает своим слушателям, перемежая свою речь тонкими шутками, намёками и даже издевательством над восточными учителями. Только статус джентльмена не даёт ему опуститься до откровенного глумления.

С Востоком у меня отношения не сложились от слова "совсем", и от индуистско-буддийской лексики у меня сводит зубы. Когда на занятиях йогой (той самой гимнастикой) инструктор говорит принять очередную асану, называя её индийским названием, я всегда туплю и отстаю от остальных, так как за 3 года так и не смогла выучить эти мерзкие индийские слова. Кроули срывает с йоги восточную вуаль и излагает её суть понятным человеческим языком.

Существует больше чепухи, рассказываемой или написанной о йоге, чем о чем-нибудь еще в мире. Большинство этой чепухи, которая поощряется шарлатанами, основана на идее о том, что в ней существует что-то мистическое или восточное. Не существует. Не ищите во мне одалисок или обелисков, рахат-лукумов или любых других образов показного блеска його-торговцев. Я говорю точно, а не витиевато. Нет ничего мистического или восточного ни в чем, как знает каждый, кто разумно провел хоть немного времени на континентах Азии и Африки. Но теперь я собираюсь пролить на этот предмет чистый свет — свет здравого смысла.


Вот именно его здравый смысл и даже в каком-то смысле некоторая циничность понравились мне в этой книге и в этом авторе. Единственные индийские слова, которые он оставляет в своих лекциях, это 8 ветвей йоги (Яма, Hияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дьяна, Самадхи), поскольку по понятным причинам в английском языке более-менее коротких терминов для этих понятий не существует. Но на протяжении 8 лекций он тщательно расшифровывает и описывает их с точки зрения именно западной ментальности. В результате складывается вполне ясная и понятная картина духовного развития западного человека в западных условиях. То что надо для тех, кому не по сердцу существующие религии, а хочется чего-нибудь такого мистически-суперменского.

(...) существует множество видов добродетельных правил, которые никогда не применялись учителями Йоги; потому что эти учителя не могли представить себе условия, в которых многие люди живут сегодня. Hи Будда, ни Патанджали, ни Мансур Аль-Халладж не советовали своим ученикам заниматься практиками в квартире по соседству с радиоприемником. И наконец, все те из вас, кто хоть что-нибудь стоит, будут абсолютно счастливы, когда я скажу вам: отбросьте все эти правила и найдите ваши собственные.


Единственное, что не предвидел Кроули, так это насущную потребность современных джентльменов работать, содержать семью и жить в многоэтажных квартирах без слуг. Вследствие этого, отсутствие лишних 4-8 часов в день для практик.

12. Замечание по поводу условий проведения перечисленных практик.
Благоприятные условия подразумевают сухой бодрящий воздух, теплый климат, безветрие, тишину, отсутствие насекомых и других отвлекающих внимание факторов, уединение, принятие простой пищи в умеренном количестве после выполнения утренних и дневных практик и ни в коем случае — до практик. (...) Желательно, чтобы ученику помогал усердный и послушный помощник. Такой помощник должен быть бесшумным, терпеливым, бдительным, неразговорчивым, проворным, бодрым и неутомимым, аккуратным и чистоплотным, преданным и бескорыстным. При этом он должен быть свирепым и внушать страх посторонним и всем враждебным силам, обладать повышенной бдительностью и быть стражем ученика. Желательно, чтобы ученик нанимал в помощники только человека мужского пола, за исключением крайних случаев. Хотя для некоторых целей удобно взять собаку, для других — женщину.


Хотя, конечно, на пути духовного развития зачастую приходится выбирать, иметь ли горячий ужин, красавицу-жену (красавца-мужа) и кучу здоровых детей либо достичь самадхи, ну или стать супер-пупер-йогом-магом, как известная в 70-х группа студентов-химиков.

В лекциях есть пара-тройка других неадаптированных моментов, но сам стиль книги навевает не только мысли о "йоге" и о "единении с бесконечностью", но и об изменении предложенных практик под себя, под собственные реалии и желания.

Ибо, как говорил великий магистр в начале каждой своей лекции,

Поступай согласно твоей Воле, вот весь Закон.

Ветка комментариев


Так и получается, что восточная йога стала в моих краях обычным европейским фитнесом, потому что там ни слова о медитациях и духовном пути, а только растяжки и работа по укреплению мышц. Зачем в таком случае стоило оставлять незапоминаемые индийские названия упражнений, мне не очень понятно.


думаете, книга Кроули куда то продвинет?
Она же тоже снимает покрывало


Вы, наверное, не поняли разницу между европейским фитнесом и той йогой, которую описывает Кроули. Прочитайте ещё раз первую цитату в моей рецензии.


меня в вашем отзыве по книге насторожило слово "мерзкие".
из песни слово не выкинешь: это Ваши слова в рассказе о йоге.
я считаю такое неприятие совершенно нормальным, равно как и некоторых других индийских атрибутов.
Мне просто не понятно, каким образом книга может помочь приспособить занятия, на которых уже имеется некий отрицательный опыт (и не факт, что это заслуга тренера. выносившего мозги терминами) продвинуться к гармонии.
Ведь гармония - это ж не мистика.
А просто фитнеса Вам мало. Мне так кажется.


Просто почему именно йога?
Вам в ней комфортно.
Вы чувствуете движение вперед?


Хочу извиниться.
Вас увлекла эта книга и мои бурчания не к месту.)


Я не чувствую движение вперёд, потому что я леивая :-) Даже на йогу я себя пинками гнала, чтобы хоть чем-то заниматься.
В моих краях выбор не особо большой. В основном это банальные фитнес-практики, типа йоги, зумбы и степа разного уровня ритмичности и громкости. Ну, и по мелочам простенькие карате и тэквондо есть.
А сама перед телеком я заиматься не люблю, ибо, как я сказала выше, я ленивая и недисциплинированная :-)))


Ну "мерзкий" - это моё оценочное суждение, потому что у меня эти слова не запоминаются. В одно ухо влетают и из другого вылетают :-) Да и индийская культура от меня необычайно далека. Так далека, что дальше некуда.

Вы, мне кажется, не до конца поняли смысла книги Кроули. Можно сказать, что он под словом "йога" имеет в виду совершенно не то, что сейчас практикуют на Западе, и немного не то, что практикуют в Индии. Запад взял почти исключительно гимнастику. Кроули взял почти исключительно медитации, отряхнув выбранную им практику от индийского флёра. Наверное, изначально в Индии йога была и тем и другим одновременно. В результате за пределами Индии мы сейчас имеем 2 вида йоги - курсы на фитнесе и духовное развитие, и они практически не пересекаются. По крайней мере, на моём пути не пересекались.

Кроули в этом смысле полезен тем, что подталкивает менять практику под себя. В самой моей первой книжке по йоге, которая появилась в моём доме ещё в начале 90-х, на первых же страницах были картинки мужика, который засовывает себе в нос верёвку и вытаскивает из горла. И так и сидит с этой верёвкой. Смысл? Потом меня один родственник стал грузить тем, что всенепременнейше надо каждый день промывать нос солёной водой, вдыхая её носом. Вы знаете, какое мерзкое чувство, когда вода в нос попадает. А вот какой-то гуру настаивает на этой ежедневной экзекуции. Потом ещё этот мой родственник стал меня убеждать, что необходимо ложиться в 9 часов вечера, а вставать в 5 утра. Это он не работал с 10 до 19 с обязательным овертаймом и с дорогой домой, которая занимала полтора часа. Потом он ещё сказал, что непременно надо 3 раза в день есть имбирь и добавлять в пищу острые специи. Это его гуру научил так, ага. А если человек по происхождению эстонец, и 10 поколений до него чухонцами были и в рот никогда в своём климате никаких имбирей и специй не брали, это уже в рассчёт не берётся. Короче, там у него было дофигища мусора в голове, который ему напихали индийские гуру под видом йоги. А мусор этот - культурный пласт конкретного народа, живущего в конкретных гииенических и климатических условиях.

Поэтому не в спорте и не в медитациях дело, а в банальном здравом смысле.


Здравая мысль)
Я тож против вставаний в пять утра без учета физиологических особенностей организма, который поспать любить, умничка.)


Дело в том, что медитация нужна именно для того, чтобы медитирующий на своем опыте понял, что она ничего не дает. В этом и есть ее суть. Перестань слушать учителей и отдайся потоку жизни, принимая ее безоценочно. А те кто ищет учителя, тот и получает задание медитировать, чтобы,в конце концов понять, что никто научить ничему не может, только ты сам.