Больше рецензий

Victorica

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2022 г. 16:29

795

5

Мне, посвятившей три года студенчества изучению этических вопросов литературы английского Возрождения, и читавшей Чосера по необходимости, кусками в хрестоматийном варианте, давно бы следовало это сделать. Поэтому чтение Кентерберийских рассказов стало своеобразным закрытием долгоиграющего личного долга. Что сказать об этом произведении гениальнейшего предтечи английского литературного Ренессанса, в чем-то даже обошедшего знаменитый «Декамерон» Боккаччо, кроме того, что он со всех сторон восхитителен? Я не побоялась поставить рассказы Чосера выше творения знаменитого итальянца, потому что круг рассказчиков несравненно шире, шире разнообразие статусов социальной иерархии позднесредневекового общества, а поскольку любое произведение того периода это не просто рассказ о чем-то, это, как ни банально прозвучит, настоящая энциклопедия жизни, то каждая строфа, каждый речевой оборот, ремарка и шутливое замечание становятся неисчерпаемым источником бесценных сведений. Рыцарь, врач, монах, студент, батская ткачиха, пристав, купец, мореход, сквайр, продавец индульгенций, кармелит, юрист – вот неполный список тех, кому Чосер дает слово (про себя тоже не забывает) во время долгого и, разумеется, скупого на развлечения, паломничества к мощам святого Томаса Беккета в Кентербери. Для начала, даже самый легкий, поверхностный разбор уже грозит вылиться в многостраничный трактат, но я постараюсь быть краткой. Пролог, представляющий собой настоящую портретную галерею с емкими, очень живыми характеристиками, наполненными юмористическими ремарками и отступлениями (а в дальнейшем каждый персонаж заговорит своим языком, еще более углубляя и обостряя свою индивидуальность), мог бы стать вполне законченным самостоятельным произведением. Сами рассказы паломников дают читателю представление о традициях и новаторстве литературы Возрождения, ее постоянных дискуссиях с литературой Средневековья: обыгрывание канонов средневекового романа (рассказ рыцаря о борьбе двух благородных воинов за сердце прекрасной дамы; рассказ врача об обезглавливании отцом собственной дочери, дабы избежать поругания чести; рассказ студента об испытании Гризельды мужем на верность; рассказ о походе сэра Топаса за королевой эльфов); сатира и высмеивание пороков служителей церкви (рассказ шкипера и рассказ каноника о приставе, заключившем с чертом сделку); простонародные мотивы (веселый рассказ повара про весельчака, чья жена зарабатывает проституцией, под прикрытием торговой лавки; рассказ мельника); рассуждения о морали, разумном эгоизме и жизни для собственного удовольствия и выгоды (пролог и рассказ батской ткачихи). В общем, и сегодня Кентерберийские рассказы Чосера вполне способны стать интеллектуальным, достойным и увлекательным чтением, в процессе которого несложно проследить влияние их гладкого, легкого языка, льющегося так естественно, как простая человеческая речь, на формирование, например, золотого века русской классической литературы (тот же рассказ юриста).

Ветка комментариев


лично я бы не был против многостраничного трактата)