Больше рецензий

Victorica

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2022 г. 16:29

286

5

Мне, посвятившей три года студенчества изучению этических вопросов литературы английского Возрождения, и читавшей Чосера по необходимости, кусками в хрестоматийном варианте, давно бы следовало это сделать. Поэтому чтение Кентерберийских рассказов стало своеобразным закрытием долгоиграющего личного долга. Что сказать об этом произведении гениальнейшего предтечи английского литературного Ренессанса, в чем-то даже обошедшего знаменитый «Декамерон» Боккаччо, кроме того, что он со всех сторон восхитителен? Я не побоялась поставить рассказы Чосера выше творения знаменитого итальянца, потому что круг рассказчиков несравненно шире, шире разнообразие статусов социальной иерархии позднесредневекового общества, а поскольку любое произведение того периода это не просто рассказ о чем-то, это, как ни банально прозвучит, настоящая энциклопедия жизни, то каждая строфа, каждый речевой оборот, ремарка и шутливое замечание становятся неисчерпаемым источником бесценных сведений. Рыцарь, врач, монах, студент, батская ткачиха, пристав, купец, мореход, сквайр, продавец индульгенций, кармелит, юрист – вот неполный список тех, кому Чосер дает слово (про себя тоже не забывает) во время долгого и, разумеется, скупого на развлечения, паломничества к мощам святого Томаса Беккета в Кентербери. Для начала, даже самый легкий, поверхностный разбор уже грозит вылиться в многостраничный трактат, но я постараюсь быть краткой. Пролог, представляющий собой настоящую портретную галерею с емкими, очень живыми характеристиками, наполненными юмористическими ремарками и отступлениями (а в дальнейшем каждый персонаж заговорит своим языком, еще более углубляя и обостряя свою индивидуальность), мог бы стать вполне законченным самостоятельным произведением. Сами рассказы паломников дают читателю представление о традициях и новаторстве литературы Возрождения, ее постоянных дискуссиях с литературой Средневековья: обыгрывание канонов средневекового романа (рассказ рыцаря о борьбе двух благородных воинов за сердце прекрасной дамы; рассказ врача об обезглавливании отцом собственной дочери, дабы избежать поругания чести; рассказ студента об испытании Гризельды мужем на верность; рассказ о походе сэра Топаса за королевой эльфов); сатира и высмеивание пороков служителей церкви (рассказ шкипера и рассказ каноника о приставе, заключившем с чертом сделку); простонародные мотивы (веселый рассказ повара про весельчака, чья жена зарабатывает проституцией, под прикрытием торговой лавки; рассказ мельника); рассуждения о морали, разумном эгоизме и жизни для собственного удовольствия и выгоды (пролог и рассказ батской ткачихи). В общем, и сегодня Кентерберийские рассказы Чосера вполне способны стать интеллектуальным, достойным и увлекательным чтением, в процессе которого несложно проследить влияние их гладкого, легкого языка, льющегося так естественно, как простая человеческая речь, на формирование, например, золотого века русской классической литературы (тот же рассказ юриста).

Комментарии


лично я бы не был против многостраничного трактата)