Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2013 г. 13:43

632

5

Ликуй, киноман, ты дождался! На русском языке появилась книга о кино, не содержащая воспоминаний вышедших в тираж звёзд, наездов на коллег по цеху, плача о безвозвратно ушедшем "золотом веке" и поливания грязью всего современного. Аттракцион неслыханной щедрости: издательство позволяет профессиональному критику рассказать о своём любимом жанре, да ещё иллюстрирует текст картинками - держи конфету, малыш! И есть чему радоваться, ведь перед нами научно достоверное исследование, не пытающееся охватить всю историю кинематографа, как книги Разлогова или Кудрявцева, но показывающее одну из интереснейших его сторон. Именно такие книги лучше всего напоминают о природе кино как искусства, а не только зрелища.

Питерский автор Дмитрий Комм за фильм ужасов стоит горой. Решительно отвергая попытки коллег-критиков, особенно на Западе, дать упрощённую трактовку хоррору как фрейдистской или политической фрустрации режиссёров, он находит истоки технологии страха в готическом романе и детективной литературе. По его мнению, мотив присутствия мрачного двойника-допельгангера из романтических текстов куда лучше объясняет "Вторжение похитителей тел" (1956), нежели массовая истерия времён "холодной войны". Викторианский детектив и образы комиксов о Фантомасе возрождаются в эстетике итальянского триллера-джалло, непременным атрибутом которого становится безликий убийца. А интерьеры "Суспирии" (1977) Дарио Ардженто основаны на декадентской живописи Обри Бёрдсли. Примеры можно приводить бесконечно, а вывод будет тот же: фильм ужасов - вполне авторское произведение искусства со всеми поисками, влияниями и высказываниями. Точнее говоря, был таковым до появления "семейных" хорроров после 1980 и "блокбастера ужасов" в наше время.

Тема отличий и взаимовлияний американской и европейской традиций изображения ужасного рассматривается на протяжении всей книги. По мнению Комма, если в американском кинематографе монстр - конкретное осязаемое существо, которое можно убить (Дракула, оборотень, Существо Франкенштейна), то в фильмах Старого света зло невидимо, неименуемо и "разлито" в самой атмосфере картины. Англосаксонская готика и латинская мистика. Женщина как последняя героиня и спаситель, и женщина как жертвенно-сексуальный символ смерти. Мелодраматическая история с продуманным сценарием и счастливым концом и череда болезненных образов с "хореографией" убийств... Вплоть до поколения шестидесятников, Джорджа Ромеро и Роджера Кормана, Комм фиксирует ничью, но затем Марио Бава, Дарио Ардженто и Хесус Франко остаются последними большими мастерами, а в США наступает эпоха подростковых слэшеров с редкими авторскими работами Карпентера и де Пальмы. Впрочем, и итальянский хоррор довольно быстро задохнулся без новых идей, и мировая лаборатория ужасов переехала на Восток, к японским кайданам, эрогуро и "Звонку" и гонконгским кровавым боевикам.

Не хватит никакого места, чтобы перечислить все идеи, отсылки, аллюзии, культурные мосты, упомянутые Дмитрием Коммом в одной крохотной двухсотстраничной книжке, скромно названной "Введением...". При этом автор остаётся в рамках исследования конкретной проблемы, не отвлекаясь на постороннее, не проталкивая каких-то сенсационных идей и чрезмерно не усложняя. Отдельное удовольствие читать о тех самых формулах страха, когда Комм объясняет, какую роль играет тот или иной кадр фильма (и картинка вот - рядом на страничке!), свет, музыка или предмет. И написано всё тактично, с юмором и большим профессионализмом. Эту книгу должен прочитать всякий начинающий режиссёр, чтобы снять великий хоррор в стране непуганых идиотов.

Комментарии


Политическая фрустрация - емко же сказано) Такое чувство, что Дмитрий Комм это некий Умберто Эко от кинокритики) Хочется надеяться, что здесь авторское мнение не настолько далеко от аналитики, как порой у Кудрявцева. Его неумеренные восторги по поводу, скажем, Аббаса Кироястаями для меня совсем удивительны.


Нет, Комм предельно конкретен, даже удивительно. Никаких "помню в 12 лет я впервые..." нет и в помине. Зато есть отрывки из интервью с Бавой и Ардженто.


В таком случае книга обещает быть интересной. Жалко только, что к жанру хорроров я оказался равнодушен и невосприимчив. C'est la vie. Мне хотелось бы, чтобы кто-то написал грамотную книгу о Терренсе Малике и Мардене Хуциеве. Мечты они такие мечты)


Обещает - и исполняет).

Марлен Хуциев - неожиданно, я думал им теперь интересуются только те, кому за 50)


Хм, сколько себя помню (а это уже четверть века) хорошее кино зависит не от возраста зрителя, а очень даже от мастерства постановщиков, не находите? К примеру, "Земляничная поляна" Ингмара Бергмана является великим фильмом совершенно независимо от того, сколько денег дали и что на них снял Крис Нолан, Фридрих Мурнау или Джон Карпентер.


Тут и спорить нечего)


Кстати, фраза про "женщину, как жертвенно-сексуальный символ смерти" прозрачно напоминает о ролях младшей Денев в "Отвращении" и "Дневной красавице" весьма язвительных дяденек Полански и Луиса Буньюэля соответственно. А "хореография убийств" на сегодняшнний день явно восходит к работам Сэма Пекинпы. Аналогии такие аналогии, хе... Этак можно и муравьев-убийц из Them вспомнить)


А этот символ проходит сквозь все триллеры-джалло и итальянский хоррор (классический, во всяком случае). Так как "Отвращение" и "Красавица" создавались в середине 60-ых одновременно с итальянской продукцией, можно говорить о взаимовлиянии. Полански вообще к ужасам хорошенько руку приложил, к сожалению, видимо, семейная трагедия на него повлияла.


Я тоже хотел намекнуть на взаимовлияние. Уместные цитаты друг из друга это здорово. Например, "Конформист" Бертолуччи удивительно перекликается с "Двадцатым веком" Висконти. Да что там, если б не пожар у Фрэнка Заппы и Mothers of Invention не было бы Smoke on the Water, хе. А если бы не было LSD - не было бы и Pink Floyd.

Полански вообще человек в хорошем смысле удивительный. Кто мог ждать что молоденький актер из этапного польского "Поколения" когда-то снимет эталонный для американского нуара "Китайский квартал", странный и парадоксальный французский "Тупик" или вообще, очень спорную "Горькую луну". Гражданин мира с богатой на события биографией, что сказать.


Отличная и информативная рецензия! Если до ее прочтения я еще сомневалась, стоит ли браться за книгу, то теперь сомнений не осталось. Спасибо Вам! :)


Приятного чтения! Книга замечательная.


Справедливости ради, плач об ушедшем и неприятие современного всё же имеются, пусть и в очень мягкой форме ))
Однако книга действительно чудесна и написана с любовью — радость киномана )